По мере познания окружающего мира людьми, картина привычной реальности становилась все более многогранной и дифференцированной, этот процесс естественным образом находил свое отражение и на внутреннем плане бытия человека. Зарождаются первые представление о мире стихий, земля и небо начинают рассматриваться структурно, взаимосвязано, как состоящие из нескольких отдельно взятых миров (этажей). Обратимся к архаичным шаманским представлением:

Одним из наиболее распространенных символов Вселенной в шаманизме и во многих традициях выступает Мировое Древо. Оно представляет постоянно обновляющуюся Вселенную, как неисчерпаемый источник жизни; также символизирует Небо и планетарные уровни.
Мировое дерево отделяет мир космический от мира хтонического, вводя в первый из них меру, организацию и делая его доступным для выражения в знаковых системах.
Именно по дереву лежал путь шамана на Небо или в Нижние миры:
В верхнем мире (крона дерева) находятся Боги творцы духовных, информационных планов реальности, духовные учителя человечества. Оттуда видна вся вселенная, миры других планет, иные планы космоса, там же расположены пути в них. Это мир т.н. тонких энергий, неисчерпаемый источник энергии, которая нисходит в Долину, средние (человеческие) миры и нижние миры.
Поднимаясь до кроны мирового Древа, шаман попадает в верхний мир, отрываясь от кроны, в полете вверх - достигает высших миров.
Обычно шаман старается достигнуть высшего мира, т.к. крона - всего лишь звено в переработке первичной энергии. Каким образом будет обработана первичная энергия, таким образом будет построено будущее. Поэтому крона используется для предсказания будущего.
Высший мир – есть средоточие протоэнергии, это наполненность приближающаяся к бесконечности. В высшем мире шаман обучается универсальным для низлежащих миров знаниям посредством "беседы" с прародителем.
Нижний мир рассматривается как источник материального, телесного планов нашей реальности, он расположен у корней дерева. Его владыка рогатый Бог (рога символ плодородия, силы) изображается сидящим возле колодца первичного хаоса. Он управляет семью реками жизни, вытекающими из колодца. Эти реки текут вокруг трех миров к вершине Древа мира, образуя своеобразную оболочку.
Именно из нижнего мира движутся духи природы, тотемы и другие сущности шаманского обихода, поднимающиеся в средний мир по семи рекам жизни. По представлениям древних Кельтов из нижнего мира приходят и новые знания, ремесла, практические навыки. Там же располагаются души умерших, предки.
Средний мир представляет привычную нам вселенную. Ствол Древа является центром, осью нашего мира одновременно проходящей через каждую его точку (один из парадоксов многомерной реальности). Он является основным путем в странствиях шамана, а средства навигации, ключи к проникновению в определённые планы реальности дают восемь кардинальных направлений (например: восток, движение вверх по течению реки - верхний мир; запад, движение вниз по течению - нижний мир и т.д.).
Ось или центр, связывающие разные миры каждая традиция представляет по разному. Тюрко – татары, как и многие другие народы, представляли себе небо в виде шатра: Млечный Путь является «швом»; звезды — отверстиями для света. У якутов звезды являются «окнами мира». Время от времени боги открывают шатер, чтобы посмотреть на землю, и в это время появляются метеориты. Сквозь эту щель могут проникать герои и другие избранные существа. Посреди Неба светит Полярная Звезда, которая как кол поддерживает небесный шатер.