Притча дня
- ПтахаКот
- Победитель БЭ на Эзопланете 2017 I место
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 22 июн 2016, 19:37
- Репутация: 177
- Пол:
Притча дня
В стародавние времена жил один могущественный правитель и у был него главный советник, который всегда сопровождал его, поддерживал мудрым советом. Что бы ни случилось, его коронной фразой было - "всё, что происходит - на благо". Правитель ценил своего советника и снисходительно относился к его чудачеству. Однажды правитель поехал на охоту и с ним произошёл несчастный случай: во время стрельбы государю оторвало один палец на руке. Правитель был в гневе и отчаянии. Мудрый советник попытался как-то успокоить своего государя: - Правитель, всё к лучшему! - сказал он. Но от таких слов государь ещё больше пришёл в ярость. Он велел бросить своего советодателя в темницу и держать его там только на воде и хлебе. Прошло время и правитель снова поехал на охоту. В этот раз он отправился в соседние земли, где по слухам, было много разной дичи и зверей. Но в том же лесу жило дикое племя. Они напали на государя и его свиту и схватили их. Племя поклонялось каким-то своим богам, которым необходимо было приносить жертвы. Дикари схватили правителя и принесли его главному жрецу. Он очень обрадовался, увидев свою добычу: - Наконец-то мы принесём такую серьёзную жертву. Теперь мы надолго получим благосклонность богов! - сказал довольный шаман. Жрец начал проводить над государем обряд жертвоприношения. И в тот момент, когда нож должен был вонзиться в сердце правителя, жрец вдруг заметил, что у будущей жертвы не хватает одного пальца. Он был сильно рассержен и расстроен. - Боги достойны только самого лучшего! - кричал он на своих соплеменников. - А вы принесли мне какой-то брак! У него же не хватает пальца! Государя отпустили. Он добрался до своего царства и первое, что сделал - бросился к мудрому советнику: - Как ты был прав! Я лишился пальца, но сохранил жизнь! - говорил правитель, - Но ты же тоже пострадал. Тебе столько времени пришлось провести в темнице. - Всё, что ни делается - на благо, - ответил мудрец, - если бы я не был в темнице, то наверняка бы поехал с тобой на охоту и неизвестно, кого бы принесли в жертву, раз ты не подошел.
- Бонапарт
- Модератор Победитель БЭ на Планете 2017 II место
- Сообщения: 3067
- Зарегистрирован: 12 авг 2016, 16:31
- Репутация: 1577
Притча дня
Поучительно
-
- Постоянный обитатель планеты
- Сообщения: 1084
- Зарегистрирован: 23 июн 2016, 01:25
- Репутация: 133
- Откуда: ДОНБАСС
- Пол:
- Контактная информация:
Притча дня
Дорога в рай.
— Вы — кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
— Стучаться? Хм... Не пробовала, — ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.
— Логично, — согласился Василий, - не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.
— А потом?
— А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать...
— А-а-а... Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
— Да вроде нормально.
— Нет тошноты, головокружения, болей?
— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
— Вы это... Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.
***
Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
— Что вы сказали? — тихо произнесла она.
— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое...
— Оружие? Вы сказали оружие?
— Может я не так выразился, просто...
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.
— Я... Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?
— Н-не знаю...
— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила,— А что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
— Но... А как же?...
— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — Ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно... Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.
— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — Это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса...
Глаза Смерти заблестели.
— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто... — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей... Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
— Можно один вопрос? — послышалось сзади.
— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
— Да.
— Дорога в рай... Она уже давно заросла травой.
— Вы — кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
— Стучаться? Хм... Не пробовала, — ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.
— Логично, — согласился Василий, - не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.
— А потом?
— А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать...
— А-а-а... Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
— Да вроде нормально.
— Нет тошноты, головокружения, болей?
— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
— Вы это... Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.
***
Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
— Что вы сказали? — тихо произнесла она.
— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое...
— Оружие? Вы сказали оружие?
— Может я не так выразился, просто...
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.
— Я... Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?
— Н-не знаю...
— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила,— А что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
— Но... А как же?...
— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — Ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно... Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.
— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — Это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса...
Глаза Смерти заблестели.
— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто... — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей... Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
— Можно один вопрос? — послышалось сзади.
— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
— Да.
— Дорога в рай... Она уже давно заросла травой.
Однако доподлинно о жизни растительного мира он знал только одно: конец, на котором нет листьев, втыкается в землю.
Терри Пратчетт.
Терри Пратчетт.
- ПтахаКот
- Победитель БЭ на Эзопланете 2017 I место
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 22 июн 2016, 19:37
- Репутация: 177
- Пол:
Притча дня
Ренесми
Сильно...
Сильно...
- Angel
- Постоянный обитатель планеты
- Сообщения: 3282
- Зарегистрирован: 03 авг 2016, 08:46
- Репутация: 510
- Пол:
Притча дня
Ренесми
Трогательно.
Трогательно.
- Lena.Ametist
- Житель планеты
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 21 сен 2016, 20:31
- Репутация: 29
- Пол:
Притча дня
Любимая притча.
Не случайные случайности)
Автор Идрис Шах.
..
ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО
По ряду непониманий Насреддин оказался однажды в зале аудиенций правителя Персии. Шахиншах был окружен своей корыстной знатью, управителями провинций, придворными и всякого рода прихлебателями. Каждый старался протолкнуться вперед, чтобы его назначили главой посольства, которое вскоре отправлялось в Индию.
Правитель уже начал терять терпение, он оглядывал сверху всю эту назойливую толпу, взывал про себя к небу, чтобы к нему пришла помощь свыше в разрешении этой проблемы -- кого же выбрать. Взгляд его упал на Муллу Насреддина.
-- Вот кто будет послом, -- провозгласил он. -- А теперь оставьте меня в покое. Насреддину выдали богатую одежду, огромный сундук с рубинами, бриллиантами, изумрудами, вручили бесценные произведения искусства: все это было даром Шахиншаха Великому Моголу. Однако, придворные не могли этого так оставить. Объединившись ради такого дела, они решили сделать все, чтобы погубить Насреддина. Сначала они ворвались в жилище Насреддина и похитили драгоценности, которые они поделили между собой, а вместо них наложили в сундук земли, чтобы восполнить вес драгоценностей. Затем они пришли к Насреддину, полные решимости разрушить миссию посольства, вовлечь его в неприятности и в процессе всего этого дискредитировать также и его главу.
-- Поздравляем тебя, о великий Насреддин, -- сказали они. -- То, что повелел Фонтан Мудрости, Павлин Мира, должно быть сутью всей мудрости. Поэтому мы приветствуем тебя. Номы могли бы дать тебе несколько советов, так как нам не раз доводилось выполнять дипломатические миссии.
-- Я был бы благодарен, если бы вы сказали мне их, -- сказал Насреддин.
-- Хорошо, -- сказал главарь интриганов. -- Первое, что от тебя требуется, это быть смиренным. Для того, чтобы показать, как ты скромен, ты следовательно, не должен и вида показывать, что ты важная персона. Когда ты достигнешь Индии, посети как можно больше мечетей, и делай для себя сборы. Второе, ты должен соблюдать придворный этикет страны, в которую ты аккредитован. Это значит, что ты должен называть Великого Могола " Полной Луной".
-- Так ведь это титул правителя Персии?
-- Только не в Индии.
Итак, Насреддин отправился в путь. Правитель Персии сказал ему на прощанье: "Будь осторожен, Насреддин. Придерживайся этикета, ибо Могол -- могущественный правитель, и мы должны произвести на него впечатление и в то же время ничем не оскорбить его."
- Я хорошо подготовлен, Ваше Величество, -- сказал Насреддин.
Как только он вступил на территорию Индии, Насреддин вошел в мечеть и поднялся на кафедру.
-- О люди! -- закричал он. -- Смотрите на меня как на представителя Тени Аллаха на земле, который является осью земли! Вытаскивайте ваши денежки, потому что я делаю сбор.
Так он повторял в каждой мечети, какую только мог найти на пути из Белуджистана в величественный Дели.Он собрал большое количество денег. Его советчики сказали ему:
-- Делай сними все, что хочешь. Ибо это продукт интуитивного роста и дара, а раз так, то их использование создаст свое собственное требование.
Все, чего они хотели добиться, -- это чтобы Мулла выставил себя в нелепом виде, собирая деньги таким бесстыжим образом.
-- Святые должны жить только плодами своей святости, -- взывал Насреддин, переходя из мечети в мечеть. -- Я не придаю никакого значения и не ожидаю от них ничего. Для вас деньги -- это то, что следует копить, после того, как вы их нашли. Вы можете обменять их на материальные вещи. Для меня же они представляют собой часть механизма. Я -- представитель интуитивного роста, вознагражденный и оплаченный.
Итак, как мы все знаем, добро часто проистекает из явного зла, и наоборот. Те, кто думали, что Насреддин набивает свои собственные карманы, не давали денег. По какой-то причине дела Муллы шли не блестяще. Те же, кого считали доверчивыми и легковерными, и кто давал ему деньги, необыкновенным образом обогащались. Но вернемся к нашему рассказу.
Сидя на величественном троне в Дели, Правитель слушал отчеты, которые придворные ежедневно приносили ему о продвижении персидского Посла. Сначала он никак не мог в них разобраться. Тогда он собрал совет.
-- Джентльмены, -- сказал он, -- этот Насреддин, должно быть, действительно святой, или же его направляет божественная сила. Слыхали вы когда-либо о ком-нибудь еще, кто бы придерживался принципа, что человек не должен стремиться к деньгам без благовидной причины, чтобы его мотивы не были бы неправильно истолкованы?
-- Да не уменьшится никогда твоя тень, о Бесконечное Протяжение Мудрости, -- ответили сановники. -- Мы согласны с тобой. Раз в Персии есть такие люди, то мы должны быть настороже, ибо их моральная власть над нашим материалистическим мировоззрением очевидна. Затем из Персии прибыл гонец с секретным письмом, в котором шпионы Могола докладывали следующее: " Мулла Насреддин, человек, не занимающий никакого положения в Персии. Он был избран послом совершенно наобум. Мы не можем понять, почему Шахиншах не был более разборчив."
Могол созвал совет:
-- Несравненные птицы рая! -- сказал он им. -- Вот какая мысль проявила себя во мне. Персидский правитель наобум выбрал человека, который должен представлять всю нацию. Это может означать следующее: он так уверен в качестве своего народа, что для него любой человек достаточно квалифицирован для того, чтобы выполнять деликатную задачу посла к величественному двору Дели! Это указывает на степень достигнутого совершенства, на изумительную безошибочность интуитивной силы, которая развита среди них. Мы должны пересмотреть наше желание вторгнуться в Персию, ибо такой народ легко проглотит наши армии. Их общество организовано совсем на другой основе, чем наше.
-- Ты прав, Величайший Хранитель Границ! -- закричали индийские вельможи.
Наконец, Насреддин прибыл в Дели. Он ехал верхом на своем старом осле в окружении эскорта, нагруженного мешками с деньгами, которые он собрал в мечети. Сундук с драгоценностями возвышался на слоне, так велики были его размеры и вес. У ворот Дели Насреддина встретил церемониймейстер. Правитель со своими вельможами ожидал его в приемном зале послов. Зал был устроен так, что был сделан низким. Вследствие этого, послы всегда должны были слезать с коней и входить в Высокое Присутствие на своих ногах, производя впечатление просителя. Только равный мог появиться перед присутствием Правителя верхом. Ни один посол никогда не прибывал верхом не осле, и поэтому не было никого и ничего, что могло бы остановить Насреддина, быстрой рысью проехавшего через дверь прямо к Высочайшему Возвышению. Король Индии и его придворная знать обменялись при этом взглядами, полными значения.
Насреддин весело слез с осла, обратившись к королю, назвав его "Полной Луной", и велел принести сундук с драгоценностями. Когда его открыли и обнаружили землю, все на мгновение оцепенели. Лучше я не буду ничего говорить, -- подумал Насреддин, -- ибо что ни скажи, это не облегчит положения. И он не произнес ни слова. Могол прошептал своему визирю:
-- Что это значит? Что это, оскорбление Высочайшему Величию?
Будучи не в состоянии поверить этому, визирь начал лихорадочно думать. Затем он представил объяснение.
-- Это символический акт, Ваше Присутствие, -- промямлил он. -- Посол хочет сказать, что он признает вас хозяином земли. Разве он не назвал вас Полной Луной?
Могол размяк.
-- Мы удовлетворены тем, что предлагает нам персидский Шахиншах, ибо мы не нуждаемся в богатстве; и мы оценили метафизическую тонкость послания.
-- Мне было велено передать, -- сказал Насреддин, вспомнив "неотъемлемую фразу при передаче дара", которую ему сообщили интриганы в Персии, -- что это все, что у нас есть для Вашего Величества.
-- Это означает, что Персия не уступит нам больше на одной унции своей земли, -- прошептал королю толкователь предзнаменований.
-- Скажи своему господину, что мы поняли, -- улыбнулся Могол. -- Но есть еще один вопрос: если я -- Полная Луна, то кто же тогда правитель Персии?
-- Новая Луна, -- автоматически ответил Насреддин.
-- Полная Луна более зрелая и дает больше света, чем Новая Луна, которая младше,
-- прошептал придворный астролог Моголу.
-- Мы удовлетворены, -- сказал восхищенный индиец. -- Можешь возвращаться в Персию и сказать Новой Луне, что Полная Луна приветствует его. Персидские шпионы при дворе Дели немедленно послали Шахиншаху полный отчет об этом обмене речами. Они добавили, что Великий Могол находится под большим впечатлением и боится планировать войну против Персии из-за действий Насреддина. Когда Мулла возвратился домой, Шахиншах принял его при полном собрании.
-- Я более чем доволен, друг Насреддин, -- сказал он, -- результатами твоих неправомерных методов. Наша страна спасена, а это значит, что больше не надо отчитываться за драгоценности или делать сборы в мечетях. С этих пор все будут знать тебя под особым титулом Сафира -- Эмиссара.
-- Но, Ваше Величество, -- прошипел визирь, -- этот человек виновен в измене, если не больше! У нас есть очевидное свидетельство, что он применил один из ваших титулов к императору Индии, нарушив лояльность, и навлек на один из ваших атрибутов дурную славу.
-- Да, -- загремел Шахиншах, -- правду говорят мудрецы, что "в каждом
совершенстве есть несовершенство." Насреддин почему ты назвал меня Новой Луной?
-- Я не знаю правил дипломатического этикета, -- сказал Насреддин, -- но яхорошо
знаю, что когда Полная Луна начинает убывать, Новая Луна продолжает расти, и у нее еще впереди ее величайшие победы.
Настроение Правителя изменилось.
-- Схватить Анвара, Великого Визиря, -- заорал он. -- Мулла! Я предлагаю тебе занять пост Великого Визиря!
-- Что?! -- воскликнул Насреддин. -- Как я могу принять ваше предложение после того, как я своими глазами видел, что случилось с моим предшественником?
А что же случилось с драгоценностями и богатствами, которые злые вельможи украли из сундука? Это уже другая история. Как сказал несравненный Насреддин: --" Только дети и глупцы ищут причину и следствие в одном и том же рассказе.
Не случайные случайности)
Автор Идрис Шах.
..
ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО
По ряду непониманий Насреддин оказался однажды в зале аудиенций правителя Персии. Шахиншах был окружен своей корыстной знатью, управителями провинций, придворными и всякого рода прихлебателями. Каждый старался протолкнуться вперед, чтобы его назначили главой посольства, которое вскоре отправлялось в Индию.
Правитель уже начал терять терпение, он оглядывал сверху всю эту назойливую толпу, взывал про себя к небу, чтобы к нему пришла помощь свыше в разрешении этой проблемы -- кого же выбрать. Взгляд его упал на Муллу Насреддина.
-- Вот кто будет послом, -- провозгласил он. -- А теперь оставьте меня в покое. Насреддину выдали богатую одежду, огромный сундук с рубинами, бриллиантами, изумрудами, вручили бесценные произведения искусства: все это было даром Шахиншаха Великому Моголу. Однако, придворные не могли этого так оставить. Объединившись ради такого дела, они решили сделать все, чтобы погубить Насреддина. Сначала они ворвались в жилище Насреддина и похитили драгоценности, которые они поделили между собой, а вместо них наложили в сундук земли, чтобы восполнить вес драгоценностей. Затем они пришли к Насреддину, полные решимости разрушить миссию посольства, вовлечь его в неприятности и в процессе всего этого дискредитировать также и его главу.
-- Поздравляем тебя, о великий Насреддин, -- сказали они. -- То, что повелел Фонтан Мудрости, Павлин Мира, должно быть сутью всей мудрости. Поэтому мы приветствуем тебя. Номы могли бы дать тебе несколько советов, так как нам не раз доводилось выполнять дипломатические миссии.
-- Я был бы благодарен, если бы вы сказали мне их, -- сказал Насреддин.
-- Хорошо, -- сказал главарь интриганов. -- Первое, что от тебя требуется, это быть смиренным. Для того, чтобы показать, как ты скромен, ты следовательно, не должен и вида показывать, что ты важная персона. Когда ты достигнешь Индии, посети как можно больше мечетей, и делай для себя сборы. Второе, ты должен соблюдать придворный этикет страны, в которую ты аккредитован. Это значит, что ты должен называть Великого Могола " Полной Луной".
-- Так ведь это титул правителя Персии?
-- Только не в Индии.
Итак, Насреддин отправился в путь. Правитель Персии сказал ему на прощанье: "Будь осторожен, Насреддин. Придерживайся этикета, ибо Могол -- могущественный правитель, и мы должны произвести на него впечатление и в то же время ничем не оскорбить его."
- Я хорошо подготовлен, Ваше Величество, -- сказал Насреддин.
Как только он вступил на территорию Индии, Насреддин вошел в мечеть и поднялся на кафедру.
-- О люди! -- закричал он. -- Смотрите на меня как на представителя Тени Аллаха на земле, который является осью земли! Вытаскивайте ваши денежки, потому что я делаю сбор.
Так он повторял в каждой мечети, какую только мог найти на пути из Белуджистана в величественный Дели.Он собрал большое количество денег. Его советчики сказали ему:
-- Делай сними все, что хочешь. Ибо это продукт интуитивного роста и дара, а раз так, то их использование создаст свое собственное требование.
Все, чего они хотели добиться, -- это чтобы Мулла выставил себя в нелепом виде, собирая деньги таким бесстыжим образом.
-- Святые должны жить только плодами своей святости, -- взывал Насреддин, переходя из мечети в мечеть. -- Я не придаю никакого значения и не ожидаю от них ничего. Для вас деньги -- это то, что следует копить, после того, как вы их нашли. Вы можете обменять их на материальные вещи. Для меня же они представляют собой часть механизма. Я -- представитель интуитивного роста, вознагражденный и оплаченный.
Итак, как мы все знаем, добро часто проистекает из явного зла, и наоборот. Те, кто думали, что Насреддин набивает свои собственные карманы, не давали денег. По какой-то причине дела Муллы шли не блестяще. Те же, кого считали доверчивыми и легковерными, и кто давал ему деньги, необыкновенным образом обогащались. Но вернемся к нашему рассказу.
Сидя на величественном троне в Дели, Правитель слушал отчеты, которые придворные ежедневно приносили ему о продвижении персидского Посла. Сначала он никак не мог в них разобраться. Тогда он собрал совет.
-- Джентльмены, -- сказал он, -- этот Насреддин, должно быть, действительно святой, или же его направляет божественная сила. Слыхали вы когда-либо о ком-нибудь еще, кто бы придерживался принципа, что человек не должен стремиться к деньгам без благовидной причины, чтобы его мотивы не были бы неправильно истолкованы?
-- Да не уменьшится никогда твоя тень, о Бесконечное Протяжение Мудрости, -- ответили сановники. -- Мы согласны с тобой. Раз в Персии есть такие люди, то мы должны быть настороже, ибо их моральная власть над нашим материалистическим мировоззрением очевидна. Затем из Персии прибыл гонец с секретным письмом, в котором шпионы Могола докладывали следующее: " Мулла Насреддин, человек, не занимающий никакого положения в Персии. Он был избран послом совершенно наобум. Мы не можем понять, почему Шахиншах не был более разборчив."
Могол созвал совет:
-- Несравненные птицы рая! -- сказал он им. -- Вот какая мысль проявила себя во мне. Персидский правитель наобум выбрал человека, который должен представлять всю нацию. Это может означать следующее: он так уверен в качестве своего народа, что для него любой человек достаточно квалифицирован для того, чтобы выполнять деликатную задачу посла к величественному двору Дели! Это указывает на степень достигнутого совершенства, на изумительную безошибочность интуитивной силы, которая развита среди них. Мы должны пересмотреть наше желание вторгнуться в Персию, ибо такой народ легко проглотит наши армии. Их общество организовано совсем на другой основе, чем наше.
-- Ты прав, Величайший Хранитель Границ! -- закричали индийские вельможи.
Наконец, Насреддин прибыл в Дели. Он ехал верхом на своем старом осле в окружении эскорта, нагруженного мешками с деньгами, которые он собрал в мечети. Сундук с драгоценностями возвышался на слоне, так велики были его размеры и вес. У ворот Дели Насреддина встретил церемониймейстер. Правитель со своими вельможами ожидал его в приемном зале послов. Зал был устроен так, что был сделан низким. Вследствие этого, послы всегда должны были слезать с коней и входить в Высокое Присутствие на своих ногах, производя впечатление просителя. Только равный мог появиться перед присутствием Правителя верхом. Ни один посол никогда не прибывал верхом не осле, и поэтому не было никого и ничего, что могло бы остановить Насреддина, быстрой рысью проехавшего через дверь прямо к Высочайшему Возвышению. Король Индии и его придворная знать обменялись при этом взглядами, полными значения.
Насреддин весело слез с осла, обратившись к королю, назвав его "Полной Луной", и велел принести сундук с драгоценностями. Когда его открыли и обнаружили землю, все на мгновение оцепенели. Лучше я не буду ничего говорить, -- подумал Насреддин, -- ибо что ни скажи, это не облегчит положения. И он не произнес ни слова. Могол прошептал своему визирю:
-- Что это значит? Что это, оскорбление Высочайшему Величию?
Будучи не в состоянии поверить этому, визирь начал лихорадочно думать. Затем он представил объяснение.
-- Это символический акт, Ваше Присутствие, -- промямлил он. -- Посол хочет сказать, что он признает вас хозяином земли. Разве он не назвал вас Полной Луной?
Могол размяк.
-- Мы удовлетворены тем, что предлагает нам персидский Шахиншах, ибо мы не нуждаемся в богатстве; и мы оценили метафизическую тонкость послания.
-- Мне было велено передать, -- сказал Насреддин, вспомнив "неотъемлемую фразу при передаче дара", которую ему сообщили интриганы в Персии, -- что это все, что у нас есть для Вашего Величества.
-- Это означает, что Персия не уступит нам больше на одной унции своей земли, -- прошептал королю толкователь предзнаменований.
-- Скажи своему господину, что мы поняли, -- улыбнулся Могол. -- Но есть еще один вопрос: если я -- Полная Луна, то кто же тогда правитель Персии?
-- Новая Луна, -- автоматически ответил Насреддин.
-- Полная Луна более зрелая и дает больше света, чем Новая Луна, которая младше,
-- прошептал придворный астролог Моголу.
-- Мы удовлетворены, -- сказал восхищенный индиец. -- Можешь возвращаться в Персию и сказать Новой Луне, что Полная Луна приветствует его. Персидские шпионы при дворе Дели немедленно послали Шахиншаху полный отчет об этом обмене речами. Они добавили, что Великий Могол находится под большим впечатлением и боится планировать войну против Персии из-за действий Насреддина. Когда Мулла возвратился домой, Шахиншах принял его при полном собрании.
-- Я более чем доволен, друг Насреддин, -- сказал он, -- результатами твоих неправомерных методов. Наша страна спасена, а это значит, что больше не надо отчитываться за драгоценности или делать сборы в мечетях. С этих пор все будут знать тебя под особым титулом Сафира -- Эмиссара.
-- Но, Ваше Величество, -- прошипел визирь, -- этот человек виновен в измене, если не больше! У нас есть очевидное свидетельство, что он применил один из ваших титулов к императору Индии, нарушив лояльность, и навлек на один из ваших атрибутов дурную славу.
-- Да, -- загремел Шахиншах, -- правду говорят мудрецы, что "в каждом
совершенстве есть несовершенство." Насреддин почему ты назвал меня Новой Луной?
-- Я не знаю правил дипломатического этикета, -- сказал Насреддин, -- но яхорошо
знаю, что когда Полная Луна начинает убывать, Новая Луна продолжает расти, и у нее еще впереди ее величайшие победы.
Настроение Правителя изменилось.
-- Схватить Анвара, Великого Визиря, -- заорал он. -- Мулла! Я предлагаю тебе занять пост Великого Визиря!
-- Что?! -- воскликнул Насреддин. -- Как я могу принять ваше предложение после того, как я своими глазами видел, что случилось с моим предшественником?
А что же случилось с драгоценностями и богатствами, которые злые вельможи украли из сундука? Это уже другая история. Как сказал несравненный Насреддин: --" Только дети и глупцы ищут причину и следствие в одном и том же рассказе.
- Lena.Ametist
- Житель планеты
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 21 сен 2016, 20:31
- Репутация: 29
- Пол:
Притча дня
Молитва о дожде
Рассказывают, что в месте, именуемом Каср аль-Арифин, однажды случилась засуха.
И люди пришли к Мастеру Бахааддину Накшбанду, прося его помолиться о дожде.
И он вывел их на улицу и повел их по улице, и водил их по улицам, пока не нашел
женщину, которая нянчила младенца на своих руках.
"Я молю тебя, накорми свое дитя!" - сказал Мастер.
"Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его" - сказала женщина, -
"потому что это мой ребенок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ты ничего не
понимаешь?"
Бахааддин велел записать слова женщины и прочесть их публично
Рассказывают, что в месте, именуемом Каср аль-Арифин, однажды случилась засуха.
И люди пришли к Мастеру Бахааддину Накшбанду, прося его помолиться о дожде.
И он вывел их на улицу и повел их по улице, и водил их по улицам, пока не нашел
женщину, которая нянчила младенца на своих руках.
"Я молю тебя, накорми свое дитя!" - сказал Мастер.
"Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его" - сказала женщина, -
"потому что это мой ребенок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ты ничего не
понимаешь?"
Бахааддин велел записать слова женщины и прочесть их публично
- Lena.Ametist
- Житель планеты
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 21 сен 2016, 20:31
- Репутация: 29
- Пол:
Притча дня
Ослушание Моисея
Как пишет Абу-Талиб Макки, Моисей, великий пророк, рассказывал, как он смог
расширить степень своего понимания от отдельных догадок и предположений до
правильной и четкой перспективы.
Моисей был прикован к постели, и хотя различные доктора предлагали ему средства
от его болезни, он отказал всем, уповая на Бога.
Однако сам Господь, как говорят, повелел Моисею воспользоваться лекарством,
сказав при этом:
"Отвергая лекарства, ты ставишь под сомнение мудрость того, кто наделил их
целебными свойствами!"
Вот почему говорится: "Веруй в Бога, и привязывай своего верблюда на ночь" Если
ты этого не делаешь, то зачем вообще нужна такая вещь, как верблюжья уздечка?
Хазрат Бахааддин Накшбанд сказал как-то по этому поводу:
"Если вянущий лист своим появлением говорит тебе о том, что растение нуждается в
поливе, то, так как ты можешь это сделать, это и есть твой долг, то эти "слова"
листа, есть не что иное, как приказ творца лично тебе. И если ты ждешь еще
чего-то, спроси себя, если между тобой и творцом есть средство общения, затем ли
оно, чтобы им пренебречь?
Как пишет Абу-Талиб Макки, Моисей, великий пророк, рассказывал, как он смог
расширить степень своего понимания от отдельных догадок и предположений до
правильной и четкой перспективы.
Моисей был прикован к постели, и хотя различные доктора предлагали ему средства
от его болезни, он отказал всем, уповая на Бога.
Однако сам Господь, как говорят, повелел Моисею воспользоваться лекарством,
сказав при этом:
"Отвергая лекарства, ты ставишь под сомнение мудрость того, кто наделил их
целебными свойствами!"
Вот почему говорится: "Веруй в Бога, и привязывай своего верблюда на ночь" Если
ты этого не делаешь, то зачем вообще нужна такая вещь, как верблюжья уздечка?
Хазрат Бахааддин Накшбанд сказал как-то по этому поводу:
"Если вянущий лист своим появлением говорит тебе о том, что растение нуждается в
поливе, то, так как ты можешь это сделать, это и есть твой долг, то эти "слова"
листа, есть не что иное, как приказ творца лично тебе. И если ты ждешь еще
чего-то, спроси себя, если между тобой и творцом есть средство общения, затем ли
оно, чтобы им пренебречь?
- Lena.Ametist
- Житель планеты
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 21 сен 2016, 20:31
- Репутация: 29
- Пол:
Притча дня
Превращение яда в лекарство
В городе Бистаме жили однажды два вельможи, ненавидевшие друг друга из-за
древней вражды. Однако, случилось так, что оба они захотели обучиться секретам
человеческой природы и судьбы под началом одного и того же человека, известного
мудреца Али Бега, который жил в отдаленной части Персии.
Однако Али, перед тем как принять их, отписал другому мудрецу, Ибн Хамзе,
который жил неподалку от Бистама, с просьбой принять двух вельмож и поговорить
с ними от его имени.
Но каждый из них отказался встречаться с Ибн Хамзой.
"Я хочу припасть к корню, а не к ветви" - сказал первый.
Второй сказал:
"Ибн Хамза - никто для меня!".
И вот Ибн Хамза начал распространять недостойные слухи о двух "кандидатах в
просветленные". Через несколько месяцев, заваленные со всех сторон гадкими
слухами, след от которых вел вне всякого сомнения вел к Ибн Хамзе, двое
аристократов почувствовали себя задетыми за живое, и, забыв старые обиды
ворвались в дом Ибн Хамзы, полные ярости и гнева, забыв полностью о своих
поисках истины и человеческой природы.
"Известно ли тебе, о презренный червь, зачем мы пришли в твой дом?" - вскричали
они, едва завидев Ибн Хамзу.
"Доподлинно известно", отвечал Ибн Хамза, "вы пришли:
Во-первых, потому что Али Бег хотел показать вам, насколько мелочна и ничтожна
ваша "глубокая" неприязнь друг к другу:
Во-вторых, потому что вам надо было продемонстрировать, до чего просто управлять
вашими поверхностными чувствами, заставив вас прийти сюда, хотя каждый из вас
твердо решил не делать этого:
В-третьих, хотя вы и не подчинились указаниям Али Бега, вам стоит знать, что
некоторые желания должны быть доведены до конца:
В-четвертых, вы здесь для того, чтобы стать хотя и невольными, но учителями
людям, присутствующим здесь:
В пятых, Али Бегу и мне надо было показать местным жителям, любителям
подозревать и распространять слухи, наподобие тех, что я распустил о вас двоих,
что люди сердца - не простая добыча для них, что их пагубные привычки могут быть
обращены против них же.
И наконец, в-шестых, вы здесь, потому что в последовательности будущих событий,
фактов и разъяснений я вижу перспективу превращения яда в лекарство, и оружия в
ценный инструмент."
- Lena.Ametist
- Житель планеты
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 21 сен 2016, 20:31
- Репутация: 29
- Пол:
Притча дня
Оружие
Хаким аль-Мансури был великим мудрецом Балха, города в Средней Азии.
У него были тысячи учеников, и простое его появление при дворе короля
воспринималось как признание законности его правления.
Однако Хаким говорил очень мало и редко. А если и говорил, то казалось, что его
слова не имели ничего общего с духовными ценностями. Однако многие Мастера Пути
демонстрировали как достижение, то, что им было дозволено сидеть за его столом,
или быть его гостем, либо даже быть знакомым с его учениками или просто работать
в его доме.
И вот однажды один известный священник вызвал Хакима на состязание в вопросах
философии. Он утверждал, что аль-Мансури говорил так редко и мало о серьзных
вещах просто потому, что он был в них несведущ и неопытен.
Аль-Мансури отправился в Герат, где священник, пославший вызов, Квари Мухтар жил
и преподавал в знаменитом колледже.
Каждого из диспутантов пришли поддержать сотни учеников, и просто зевак, не
желавших пропустить дуэль двух гигантов.
Квари, как пославший вызов, начал свою речь с осторожных, тщательно продуманных
фраз, приберегая силы для полноценной мощной атаки, как вдруг, не прошло ещ и
минуты с начала встречи, Хаким вскочил, и указал пальцем на Квари, после чего
тот застыл, не в силах вымолвить ни слова. После чего Аль-Мансури покинул зал.
На пути домой один из учеников спросил, вторя рву восторженной толпы: "Скажи,
учитель, почему ты предпочел направить паралич на своего соперника, вместо того,
чтобы опровергнуть его аргументы?"
Хаким отвечал: "Если в твоих руках меч, зачем кидать в противника комьями грязи?
Даже мартышка не станет дразниться, если она может сделать что-то большее. Этот
человек не искал истину, он хотел победить меня"
Хаким аль-Мансури был великим мудрецом Балха, города в Средней Азии.
У него были тысячи учеников, и простое его появление при дворе короля
воспринималось как признание законности его правления.
Однако Хаким говорил очень мало и редко. А если и говорил, то казалось, что его
слова не имели ничего общего с духовными ценностями. Однако многие Мастера Пути
демонстрировали как достижение, то, что им было дозволено сидеть за его столом,
или быть его гостем, либо даже быть знакомым с его учениками или просто работать
в его доме.
И вот однажды один известный священник вызвал Хакима на состязание в вопросах
философии. Он утверждал, что аль-Мансури говорил так редко и мало о серьзных
вещах просто потому, что он был в них несведущ и неопытен.
Аль-Мансури отправился в Герат, где священник, пославший вызов, Квари Мухтар жил
и преподавал в знаменитом колледже.
Каждого из диспутантов пришли поддержать сотни учеников, и просто зевак, не
желавших пропустить дуэль двух гигантов.
Квари, как пославший вызов, начал свою речь с осторожных, тщательно продуманных
фраз, приберегая силы для полноценной мощной атаки, как вдруг, не прошло ещ и
минуты с начала встречи, Хаким вскочил, и указал пальцем на Квари, после чего
тот застыл, не в силах вымолвить ни слова. После чего Аль-Мансури покинул зал.
На пути домой один из учеников спросил, вторя рву восторженной толпы: "Скажи,
учитель, почему ты предпочел направить паралич на своего соперника, вместо того,
чтобы опровергнуть его аргументы?"
Хаким отвечал: "Если в твоих руках меч, зачем кидать в противника комьями грязи?
Даже мартышка не станет дразниться, если она может сделать что-то большее. Этот
человек не искал истину, он хотел победить меня"