Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент.
В легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото.
Впрочем, об этом, как говорится, знают все, я же хочу поведать о том что известно очень не многим - раскрыть секрет того, чем по сути является философский камень.
Начну из далека!
Не из глубины веков, конечно, а всего лишь расскажу историю своих личных экспериментов с магическим золотом.
Однако, признаюсь сразу - эксперимент прошел не совсем удачно и золото получилось... фиолетовое!
Так-то вес, плотность, электропроводность, устойчивость к кислотам - все как по справочнику, но цвет, собака, подкачал.
А в ломбардах в те времена сидели очень консервативные люди, которые совсем не оценили прелесть такого ноу-хау.
Может сейчас что изменилось?
- Фиолетовое золото | +
Фиолетовое золото также называют пурпурным или аметистовым.
Над созданием золотого сплава фиолетового цвета ювелиры бьются уже не первое десятилетие. Однако до сих пор не удавалось воссоздать более-менее жизнеспособное фиолетовое золото. Поэтому настоящей революцией в ювелирном мире стало изобретение фиолетового золота профессором Ло из Сингапура.
История создания фиолетового золота
Первые попытки создания фиолетового сплава заключались в соединении золота с алюминием. В ювелирном мире хорошо известно, что при добавлении алюминия в золотой сплав получается ювелирное золото фиолетового цвета. В процессе «смешивания» золота с алюминием образуется золотое интерметаллическое соединение с химической формулой AuAl2, т.е. на 1 атом золота приходится 2 атома алюминия. Данное соединение и обладает заветным пурпурным цветом. Однако все интерметаллические соединения очень хрупкие, отчего их дальнейшая обработка (прокатка, ковка, вытяжка, шлифовка и пр.) не представляется возможной. К слову, 5000°C – именно при такой температуре сплавления золота с алюминием получается сплав фиолетового цвета.
Сложность процесса творения…
Золото, палладий и алюминий… Предстояло соединить совершенно разные по своим физическим характеристикам металлы. Золото - тяжелый тугоплавкий металл, алюминий – напротив: очень легкий (в 7 раз легче золота). Плотность алюминия составляет 2,7 г/см³, плотность золота - 19,3 г/см³, температура плавления алюминия - 660°C, золото плавится при температуре 1064,43°C.
А палладий? Палладий еще более тугоплавок, нежели золото: температура, при которой плавится металл, составляет 1554°C. Плотность металла - 12,02 г/cм3. Разные температура плавления и плотность соединяемых металлов делает задачу практически непосильной. И, тем не менее, алхимику из Сингапура это удалось!.. лишь по истечении 20 с лишним лет. Представьте себе трудозатраты!
Так, профессор Ло Пенг Чам стал первооткрывателем 19-ти каратного фиолетового сплава. Aspial Corporation Limited, выкупив права на фиолетовый сплав у мастера Ло, усовершенствовала технологию фиолетового золота. И в 2002 году зарегистрировала пурпурный ювелирный сплав (патент 82596). На сегодняшний день точная формула фиолетового золота держится в тайне.
Итого, общий вклад в создание аметистового золота: со стороны профессора – целеустремленность и немыслимые временные инвестиции, со стороны корпорации – соответствующие финансовые (более миллиона долларов).
Оправдана ли высокая цена фиолетового золота?
Слишком высокая стоимость эксклюзивного сплава обусловлена трудоемким и дорогостоящим производством. Из-за сложности процесса цена на фиолетовое золото бьет все мыслимые и немыслимые рекорды.
За небольшую подвеску, инкрустированную фрагментом фиолетового золота, придется выложить до 500 долларов. Солидное же украшение в фиолетовом цвете потянет на несколько тысяч долларов.
Особенно учитывая тот факт, что алхимикам известен менее трудоемкий способ получения и более точный рецепт колдовского золота...
Ну а теперь можно взглянуть на данный вопрос в ретроспективе - чем был философски камень и какова же суть процесса трансмутации.
Все достаточно просто - просто это был метеорит, содержащий в своем составе высокие концентрации палладия и иридия (последний, кстати, вообще гордо именуют небесным металлом).
И вот ими, как раз и лигируются неблагородные металлы вроде свинца или олова, получая на выходе искомое золото.
Рассматриваем процесс подробнее и упираемся в ртуть.
Зачем же она была нужна?
И снова всё просто - ртуть растворяет крайне трудноизвлекаемые палладий и иридий, образуют амальгаму (аффинаж, короче).
Водим в неблагородный металл полученную амальгаму, выпариваем ртуть, которая прекрасно испаряется и получаем... золото.
Не, ну конечно же не золото
, а сплав, допустим, свинца с иридием и палладием.
Естественно для я тут сильно упростила весь процесс.
А для тех кто захочет-таки повторить алхимическую трансмутацию - золото выходит разное - от червонно-красного, лимонно-желтого, до... пурпурного.
Впрочем, как и у сингапурского ученого оно получается очень хрупким