Купала (Купало)

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

Если по обрядам и сохранившимся описаниям мы можем восстановить первоначальный образ Ярилы, то имя Купала осталось только в названии народного праздника Ивана Купалы, отмечаемого в ночь на Рождество Иоанна Крестителя (7 июля ст. ст.) Сведения о том, что Купала – действительно имя божества, а не просто название праздника, содержатся лишь в поздних средневековых источниках, в частности, в Густынской летописи XVII века: «Сему Купалу память совершают в навечерие Рождества Иоанна Предтечи… с вечера собирается простая чадь (простые люди) обоего полу и сплетают себе венцы из съедобных трав или корений и, препоясавшись растениями, разжигают огонь, где поставляют зелёную ветвь, и, взявшись за руки, около обращаются окрест огня. Распевают свои песни, через огнь перескакивают, самых себя тому же бесу Купалу в жертву приносят. И когда нощь мимо ходит (проходит), тогда отходят к реке с великим кричанием…умываются водой». В книге «Синопсис, или Краткое собрание от разных летописцев о начале Славяно-Российского народа…Иннокентия Гизиеля», изданной в Киеве в 1673 году, Купала прямо назван богом.

Языческие обычаи, связанные с праздником Купалы, естественно, строго порицались церковью, поэтому в том же XVII веке среди вопросов, которые священник был обязан задать верующему на иповеди, был и такой: «К Рождеству праздника Иоанна Предтечи бесчиния какова и плясания не творил ли? В лес по траву и корение не ходил ли?»

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
БОЖЕСТВО ЗЕМНЫХ ПЛОДОВ

Купало – божество земных плодов, лесных трав и цветов. Представляли его как в образе женщины, так и мужчины. Имя Купала имеет очень древнее происхождение, оно восходит к индоевропейскому глаголу, имевшему значение «кипеть, вскипать, страстно желать» и родственно, например, имени римского бога любви Купидона. В русском языке этот корень сохранился в слове «кипеть» («волноваться, бурлить, пениться»), в болгарском – в слове «кипя» («бродить (о вине), подниматься (о хлебе)»). Таким образом, значение имени божества говорит о его связи с плодородными и производительными силами природы и с горячим солнцем, источником жизни. Об этом же свидетельствует и время, на которое приходится праздник Купалы – дни летнего солнцестояния, когда цветение природы достигает своего пика. С течением времени древнее значение имени божества забылось, и слово стали возводить к современному «купаться».
Неслышными шагами проходит Купала по земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами. Появление Купалы – настоящий праздник. Почётные старцы трением двух дубовых палочек добывают живой огонь и возжигают костры. Пылают они, словно палица Перуна. Горячие искры звёздами рассыпаются в небе. Берутся за руки юноши, скачут через огонь, а девицы в праздничных нарядах и лентах, опоясанные свитыми из душистых трав кушаками, с венками на головах водят вокруг костров хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:
Купало, Купало!
Где ты зимовало?
«Летовало во лесе,
Зимовало в вересе!»
В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между собой тихие, шелестящие беседы. Тоскуют о чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК НА РУСИ

День Ивана Купалы соединил в себе народные гулянья и глубокий сакральный смысл – этот праздник воспевает время года, когда Солнце набирает полную силу, и мужское начало, которое оно олицетворяет, соединяется с женским. Считается. Что в день Купала происходит соединение Неба и Земли, Огня и Воды. Это главный летний праздник народного сельскохозяйственного календаря. Совпадение праздника с днём летнего солнцестояния ( с 23 на 24 июня по новому стилю) подразумевает его восприятие как пограничную дату, с которой начинается постепенное уменьшение светового дня.

Наши предки-славяне встречали «расцвет природы» особыми ритуалами. Приготовление к празднику начиналось за несколько дней. Совершаемые накануне и в день Ивана Купалы обряды связаны с оберегательной магией и направлены на предохранение от возможных козней нечистой силы. Одетое в праздничные одежды чучело ставили на высоком месте поблизости от деревни. Вокруг него раскладывали подношения, а по вечерам водили хороводы. В ночь под праздник собирали цветы и плели из них венки, разжигали многочисленные костры, через которые должны были прыгать участники обряда. Считалось, что чем выше прыжок, тем выше вырастет хлеб. Также сжигали установленные на деревянных столбах колёса (символ солнца), купались в реках и озёрах. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.

Когда заканчивался праздник, чучело Купалы топили в реке или сжигали. Наши предки были уверены, что огонь обеспечивает здоровье и плодородие. Поэтому через огонь прыгали не только девушки, но и женщины, которые хотели родить ребёнка.

Праздник Купалы отмечался практически у всех славянских народов. В частности, в Латвии в этот день празднуют Лиго, ритуал которого практически ничем не отличается от купальского.
В купальских обрядах черты народного православия соединились с представлениями европейской демонологии. На Украине в этот день кипятили на костре кастрюлю с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить её подойти к костру. Если девушка не могла перепрыгнуть через костёр, её считали ведьмой.

Символика и сюжеты купальских обрядов неоднократно использовались в литературных произведениях (повесть Н.В.Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы», поэма А.Мицкевича «Дзяды»).

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
КУПАЛЬСКИЕ БЕСЧИНСТВА

Купальские обряды справлялись у восточных славян (в частности, в Полесье) вплоть до 70-х годов XX века. Причём, тщательно соблюдались все основные древние элементы: возжигали огонь, купались в реке или обливали друг друга водой, топили в воде чучело; тщательно исполняли все охранительные ритуалы, направленные против нечистой силы; совершали магические действия с цветами и травами, которые, как считается,
в эту ночь приобретают чудесные свойства. Молодёжи в этот день дозволялось нарушать установленные нормы поведения.

Даже в XX веке купальские бесчинства не были редкостью. Парни гуляли всю ночь по селу, забрасывали куда ни попадя возы и лодки, затягивали на крыши домов жерди и брёвна, затыкали печные трубы бочками или ветошью, загромождали улицу разным старьём, выводили коров их хлева и привязывали их к дверям дома. Чаще всего молодые люди «бесчинствовали» таким образом во дворах нравившихся им девушек. И такое поведение считалось своеобразной формой ухаживания.

Вот как рассказывали об обычаях праздника старики: «На Купалу берёзу срубают, закапывают в землю, убирают. Цветы делают из бумаги, живые цветы вешают и уже танцуют, скачут и прыгают через огонь и поют. А как расходятся, ветки этой берёзы ломают и домой несут, чтобы скорее замуж выйти».

«Возили дрова в кучу, вбивали в середине такую высокую жердь, наверх цепляли конский череп и палили эту кучу, и называли её «купайло». Купайлу палили. Ну и кидали в конский череп чем попало, сбивали его и называли ведьмой эту голову. Собьют и кинут в огонь, и сожгут – и всё, ведьма уже сгорела. А сами гуляют, играют около костра, начиная с вечера».

В купальскую ночь допускались всякие вольности в поведении, в частности, в отношениях между мужчиноми и женщинами. Вот что писал уже упомянутый псковский игумен: «Когда приходит великий праздник день Рождества Иоанна Предтечи, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взметётся и взбесится…стучат бубны и глас сопелей, и гудят струны. Жёнам же и девам плескание и плясание…всескверные песни, бесовские угодия совершаются, и хребтам их вихляние, и ногам их скакание и топтание. Тут есть мужаим и отрокам великое прельщение и падение, то есть на женское и девическое шатание блудное воззрение, такоже и жёнам замужним беззаконное осквернение и девам растление».

На Орловщине, например, перед восходом солнца сажали парня и женщину верхом на два колеса, и они должны были изображать жениха и невесту. Затем разыгрывался полный свадебный обряд – от сватовства до венчания. Когда же солнце всходило, бабы скидывали сарафаны, распускали волосы и в одних сорочках бегали по деревне, преследуемые парнями. У тех, кто не снял одежду, разрывали вороты рубах или сдёргивали пояса. Девушки в это время свистели, плясали и пели.
Другая важная часть обряда праздника Купалы была связана с водой. В эту ночь девушки и парни «играли в воду»: обливали друг друга, и при этом считалось, какую девушку парню удастся облить водой, та и выйдет за него замуж. Принято было также делать куклу, которую в некоторых местах называли Купалой, а в некоторых – Костромой. Эту куклу с пением и плясками несли к реке и топили.

В этот день на Украине пели:
Ой, купался Иван,
Да и в воду упал,
Белых квиток (цветов) нарвал
И всем деткам раздал.
Иване, Иване, го!

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
ЖИВОЕ ТЕПЛО СОЛНЦА

Главное обрядовое действо ночи на Ивана Купалу – разжигание костров и прыжки через них. Оно преследовало сразу две цели. Во-первых, в народе считали, что чем выше будут прыгать участники праздника, тем выше уродятся хлеб и лён. А во-вторых, это помогало отогнать нечистую силу, которая особенно опасна в эту ночь. В Полесье и поныне ритуальные купальские костры разжигают древним способом – трением одного куска дерева о другой добывают «живой» огонь. Костры обычно разжигают на берегу реки или озера, а в их центре устанавливают высокие шесты, к которым прикрепляют старые колёса или пучки соломы. Горящее колесо – это, конечно, символ солнца. Их, а также горящие бочки и другие круглые предметы скатывали с холмов и пригорков. Все эти ритуальные действия должны были побудить солнце светить ярче, дать больше тепла для отличного урожая. Рядом с кострами часто устанавливали ритуальное деревце и называли его «купало».

«Дерево украшают и говорят: «Вот стоит купало». Ну если рядом нет растущего, то срубают где-нибудь и втыкают рядом с костром. Срубали «мужское» дерево – дуб, клён. Вот берёза – женщина. Купальское дерево украшали – с поля жито рвали, колосья брали, да плели, да скручивали венки и вешали на дерево, обкручивали дерево колосьями. Танцевали все – возьмутся за руки и танцуют и женщины, и дети. Кончится праздник, дерево останется стоять, а венки в огонь бросали».

Итак, праздник Купалы содержит остатки поклонения солнцу. С ним также был связан обычай наблюдать на рассвете после купальской ночи, как солнце «играет», «купается», «красуется», «радуется», то есть как бы пляшет, гуляет по небу, переливается разными цветами.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
ПРОЧЬ, НЕЧИСТАЯ СИЛА!

Для того, чтобы уничтожить нечистую силу, которая получает большую свободу в эту ночь, на купальском костре сжигали чучело ведьмы, изготовленное из тряпок и соломы. Или символы ведьмы – например, конский череп или кости животных. Кре-где такое чучело называли Бабой-ягой.
«Бабу-ягу делали на палке, чтобы дети убегали и к огню не подходили. Поставят две палки да платок завяжут, сделают пугало такое. Руки сделают, голову. Накануне Ивана Купалы вечером. Баба стоит на палке. Стоит эта Баба-яга около того места, где жгли солому. Баба-яга – порвана нога. Мы же её обкрутили тряпками порванными. А потом пораскидают всё и в яму какую-нибудь выбросят. Та женщина, которая умела ворожить, она и разрывала чучело. Как прошёл Купало, так и разрывали».

Чтобы нечистая сила не проникла в дом, в дверные и оконные косяки, под порог и под крышу втыкали жгучие и колючие растения – крапиву, ветки шиповника и ежевики.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
ВОЛШЕБСТВО В КУПАЛИН ДЕНЬ
День Купалы обладает особой энергетикой: между человеком и миром природы устанавливается особенно сильная связь. Чтобы зарядиться энергией и поправить здоровье, на рассвете 7 июля (по старому стилю) нужно обязательно искупаться. Также важно помнить, что целебные травы, собранные в этот день или накануне, - мята, зверобой, калкан, чабрец – обладают особой целительной силой. Не случайно на Купалу обязательно собирали травы, веря, что в эту ночь они обладают лечебными и чудодейственными свойствами. Растения собирали до восхода солнца, причём, обязательно нечётное количество, свивая из них венки, которые затем хранили в доме и использовали для лечения болезней. Наиболее раннее описание сбора трав перед Рождеством Иоанна Крестителя читаем в послании игумена одного из псковских монастырей князю Дмитрию Владимировичу Ростовскому за 1505 год. В нём говорится, что женщины – «жёны-чаровницы» в эту ночь в полях, лугах и дубравах собирают травы и корни, произнося заговоры – «с приговоры сотонинскими» «на погубу человекам и скотам». В эту ночь магические свойства приобретал, например, подорожник, который следовало сорвать зубами. Девушки клали листочки подорожника под подушку и загадывали о женихе, веря, что суженый непременно приснится.

Сибирские крестьяне были убеждены, что во время летнего солнцестояния «каждая травка полезна», а положенная «на зарю» (под лучи восходящего солнца) – приобретает особую силу. С цветением папоротника в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля ст. ст.) «цветут и земля, и лес, и вода» (Макаренко, 1913); «народ на заре Иванова дня умывается росой, собирает травы для очищения от недугов, порчи и влияния злых духов» (Арх.). В день Ивана Купалы между утреней и обедней рвут купальскую траву: «Отстояв утреню, сборщицы отправляются на кладбище и собирают разные травы, цветы и листья деревьев. Сбор продолжается до первого удара колокола. К этому моменту, с травой, завязанной в платки, спешат стать на место (в церкви): кто не поспеет, трава того не будет иметь целебной силы» (Попов, 1903). От купания в Иванов день «проходит, будто бы, решительно всякая болезнь» (Калуж. И др.).

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

КАК СТАТЬ ЗНАХАРЕМ

В Купальскую ночь по традиции собирали волшебные, колдовские и лекарственные травы, гадали на будущее, узнавали свою судьбу с помощью ивановских трав. Именно в эту ночь желающие могли обрести магические знания и предметы. Чтобы стать знахарем, необходимо было отправиться в лес, взяв с собой Васильевский огарок. Отыскав место, где растёт наибольшее количество трав разных видов, следовало очертить его огарком и ждать полуночи. «В полночь заговорят травы, и всякая трава начнёт сказывать своим голосом, от какой она болезни лечит. Та скажет: я лечу от хрипоты, другая: а я от ломоты… И пойдут промеж них разговоры, всякая трава начнёт как бы хвастаться, а ты только сиди да слушай…» (Неклепаев И.Я., 1903). Затем предлагается, расчертившись огарком, нарвать этих трав. Человек, решившийся на этот смелый поступок, становился большим знахарем: он обладал знаниями относительно всех трав.

Канун Ивана Купалы считается благоприятным временем для проведения различного рода магических ритуалов и гаданий на будущее. Период с Троицы до праздника Купалы именуется Зелёными Святками. В это время связь человека с природой особенно сильна, поэтому гадания, в которых задействованы вода или растения, оказываются наиболее точными.

А если хотите узнать, что ждёт вас в любви и творчестве, и как будут складываться отношения с деньгами, то вечером 7 июля нужно разжечь костёр, бросить в него пряные травы – мяту, зверобой и чабрец. Если дым станет стелиться в восточном направлении – вырисовываются радужные перспективы: расцвет, прогресс в чём-то; в южном – каких-то резких изменений не предвидится, всё будет развиваться по прежнему сценарию; в западном – впереди угасание, упадок; в северном – на горизонте окончание какого-то важного периода или разрыв с прежними делами и отношениями. Такое вот гадание по дыму досталось нам в наследство от наших предков-славян.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

МАГИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК

Папоротник – это растение, с которым у славян связан целый комплекс поверий. Согласно этим поверьям, один раз в году на папоротнике распускается цветок, обладающий магическими свойствами. Цветение папоротника приходится в ночь на Ивана Купалу или в канун Ильина дня, когда часто случаются сильные грозы. Если кому-то удаётся добыть цветок папоротника, он приобретает магические знания: нашедший может увидеть спрятанные в земле сокровища, стать невидимым, узнать полезные свойства растений, приобрести способность понимать язык животных.
Считается также, что цветок папоротника может приворожить любимую девушку и предохранить поле от стихийных бедствий. Кроме того, цветок папоротника даёт власть над нечистой силой. Именно поэтому ведьмы и злые духи стремятся завладеть цветком и всячески мешают человеку добраться до него.

В быличках рассказывается о нескольких способах добывания волшебного цветка. Желающий сорвать цветок папоротника, должен ночью, незадолго до полуночи, пойти в лесную чащу, где не слышно пения петухов, очертить вокруг себя руками круг, спасающий от нечистой силы, сесть в его центре, взять в руки веточку полыни и не трогаться с места, как бы ни выманивала нечисть.
Ровно в полночь, когда цветок распустится, вокруг человека соберутся злые духи. Они будут кидаться на магический круг, пытаться переползти через него в образах змей. Нередко около круга появляются огромные жабы, пугающие громким криком или визгом. Рассказывают также, что нечистая сила может принять образ красавицы или прекрасного юноши.

Сорвав распустившийся в полночь цветок, смельчак должен крепко зажать его в руке и, не оглядываясь, быстро уйти или со всех ног бежать из леса домой. Иначе нечистая сила не только отнимет цветок, но и разорвёт его самого. Ведьмы и духи обычно бросаются преследовать бегущего человека, окликая его по имени. Нередко на пути возникают видения, появляются мертвецы, протягивающие руки и лязгающие зубами. Несущему цветок ни при каких условиях нельзя оглядываться назад. Если нарушить запрет, цветок превращается в головешку, кусок гнилушки или сухой гриб.

Наши предки верили и в то, что человек может получить цветок папоротника, сам того не ведая. Вот как рассказывают об этом былички. «Один человек накануне Ивана Купалы потерял в лесу корову и остался её искать. Случайно упал ему в лапоть цветок папоротника. Он сразу узнал, где находится потерянная корова, нашёл её и пригнал домой. Ему вдруг стало ясно, где закопаны разные клады. Пришёл он домой и говорит жене: «Давай лопату, пойду выкапывать деньги» - «Да надень другие онучи, - сказала жена, - эти у тебя промокли». Муж стал переодеваться, выронил цветок папоротника и сразу всё забыл.

В другой быличке нечистый хитростью выманивал у мальчика его башмак, в который попал цветок папоротника: «Один хлопчик накануне Ивана Купалы искал в лесу пропавших волов. И цветок папоротника упал ему в башмак. Хлопец сразу же понял, где находятся его волы, и быстро нашёл их. Вышел он на дорогу и видит – едет пан в бричке на хороших лошадях. Пан остановился и сказал мальчику: «Давай меняться – я тебе дам своих лошадей, а ты мне свои башмаки». Парень удивился, но снял башмаки и отдал их пану, а себе взял бричку и коней. Только взял он в руки вожжи и хотел ехать, глядь – а у него в руках лыко, а вместо коней – три палки».

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

КУПАЛЬСКАЯ НОЧЬ

КУПАЛЬСКАЯ НОЧЬ (ночь накануне Ивана Купала, Иванова ночь)
Самая короткая ночь в году и, по народным поверьям, одна из самых страшных: она относилась к тому временному периоду, суточному и календарному, когда границы между человеческим и потусторонним мирами были наиболее проницаемы. В народном календаре купальская ночь составляла важную часть празднования Ивана Купала.

Представление о том, что это время разгула нечистой силы бытовало повсеместно. Русские люди полагали, что ночь накануне Ивана Купалы имела особое значение для представителей иного мира. Они так же, как и люди, ожидали этого срока, чтобы получить цветок папоротника, который обеспечивал сохранение их демонологической природы. Колдуны, ведьмы, колдуньи, оборотни, волховитки считали Купальскую ночь своим праздником. Чтобы отметить его, они, по поверью, собирались на Лысой горе в Киеве. Свои сборища они устраивали также на болотах или на деревьях. «На Ивана колдуны ходят, на клюках едут, волосы развеваются», - говорили псковичи. Жители Касимовского уезда Рязанской губернии были уверены, что ведьмы проводят Купальскую ночь следующим образом: они впрягаются вместо лошади в телегу и ездят по деревне.
Деятельность представителей потустороннего мира, а также и людей, связанных с ним, заметно активизировалась в это время и в основном была направлена во вред людям, животным и хозяйству.

В ночь накануне Ивана Купалы некоторые из крестьян пытались получить заветную косточку, которая имела свойство шапки-невидимки. Для этого необходимо было достать чёрную кошку и сварить её в котле в бане, топящейся по-чёрному. Кости кошки следовало внимательно перебрать: каждую протирали полотенцем и смотрели через неё в зеркало. Та кость, через которую человек, держащий её, не увидит своего отражения в зеркале, и является предметом поисков – она даёт возможность своему хозяину быть невидимым для других.

Ответить

Вернуться в «Славянское язычество»