ЛЕЛЬ

Ответить
Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

ЛЕЛЬ

Сообщение Благодать »

ЛЕЛЬ - покровитель влюблённых

Бог-покровитель влюблённых у восточных славян. Согласно некоторым источникам, Лель во многом походил на древнегреческого Эрота или римского Амура. Он был сыном богини любви и красоты Лады и изображался в виде крылатого младенца с золотыми волосами. Считалось, что Лель разжигает в сердцах людей внезапное чувство любви.

В некоторых источниках Лель ассоциируется с весенним божеством древних славян. Также современный человек ассоциирует имя Леля со сказкой А.Н.Островского «Снегурочка», где Лель представлен в образе прекрасного юноши, играющего на свирели.

В народных песнях Лель является персонажем женского рода, а основными участниками посвящённого ему праздника были девушки.

Изображение

ЛЕЛЬНИК (ЛЯЛЬНИК)

Праздник пол название «Лельник» обычно праздновался 21 апреля, накануне Юрьева дня. Эти дни назывались также «Красной горкой», поскольку местом действия становился холм, расположенный недалеко от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На неё сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).

Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны стояли кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. Вокруг скамьи девушки раскладывали сплетённые ими венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки.

Иногда после праздника на холме разжигали костёр (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песню:
Лель гори, жито роди,
Весело нам Лель пришёл,
И к нам весну привёл.

Показательно, что в обрядах, посвящённых Лелю, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и дне Ивана Купалы.
Семантика Юрьева дня, которому предшествовал Ляльник, заключался в том, что это был день первого выгона скота в поле. В представлениях простого народа святой Егорий (Георгий, Ягорий, Юрий) часто выступал как зачинатель весны, способствовавший очищению и обновлению природы, а дата 23 апреля (Егорий Вешний) имела большое значение в народном календаре («Юрий на порог весну приволок»). С началом весны начинались и весенние работы: в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур, найм работников и пастухов. Во многих местах была распространена поговорка: «На Егория Вешнего запахивает и ленивая соха».

Егорий, по представлениям крестьян, покровительствовал лошадям. В деревнях говорили: «Сегодня лошадушки менильники (именинники). Нужно им дать сена до колена, овса – до ушей!» Кроме того, Егорий считался покровителем волков, которых иногда называли его «псами».

Егорьев день был известен повсеместно как пастуший праздник. Хозяева одаривали пастухов, ставили им угощение. В некоторых местах Егорьев день особенно отмечали охотники, считавшие святого своим покровителем. Чтобы заручиться его поддержкой, они считали необходимым обратиться к нему за помощью именно в этот день. Поэтому охота начиналась с произнесения специального заговора: «Егорий Храбрый, свят мой помощник! Гони белого зверя зайца по моим ловушкам через поля чистые, своему рабу Божию (имярек) гони белого зверя зайца со всех четырёх сторон».

Аналогичные праздники существуют у самых различных народов Европы. В Италии отмечают Примаверу – день первой зелени, в Греции ещё с античных времён празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

Изображение

ДВУЛИКИЙ ЛЕЛЬ

Иногда в празднике, посвящённом Лелю, участвовали две девушки, олицетворявшие Леля и Ладу. Вероятно, в данном обряде сохранилось древнейшее представление о том, что богиня плодородия в большинстве мифов как бы разделена на двух персонажей. Отголоски этого мифа сохранились в древнегреческом сказании о Деметре и её дочери Персефоне.

Двойное изображение встречается на знаменитом збручном идоле. Исследователи установили, что на нём изображены главнейшие боги славян. Среди них и Лада вместе со своей дочерью или помощницей.

Однако со временем истинное значение праздника постепенно забылось, и он превратился в обычный летний праздник, во время которого девушки отмечали начало весны.

Изображение

ЛЕЛЯ (ЛЁЛЯ, ЛЯЛЯ)

Кроме того, существовала такая персонификация плодоносных сил природы, как Леля – богиня растительности. Культ Лели стоял в центре весенне-летних календарных обрядов. Согласно реконструкции одного из восточнославянских мифов, Леля была дочерью Лады (иногда говорят, что Лель был сыном Лады). Эти богини составляли пару женских божеств, во многом схожую с Деметрой и Персефоной в греческой мифологии.

Каждую осень Леля уходила от матери в подземное царство мёртвых, и Лада оплакивала её. И каждую весну Леля возвращалась на землю, принося весеннее тепло и давая природе новые живительные силы.

Аватара пользователя
Бонапарт
Модератор Победитель БЭ на Планете 2017 II место
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 12 авг 2016, 16:31
Репутация: 1577

ЛЕЛЬ

Сообщение Бонапарт »

Так всё таки Лель, или Леля, сестра Морены? ) Как то тут нет ясности ) Хотелось бы по возможности прояснить ситуацию )

Ответить

Вернуться в «Славянское язычество»