3-й Мальжегарский наслег.
28 января 1925 г.
РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.
В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию — рассекание тела шамана совершается в течение трех или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи, точно мертвый.
Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.
Емельянов Егор.
Урочище Усун-Кытыл.
11 февраля 1925 г.
ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА
Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл.—мясо) шамана разбрасывают в виде жертвы «по всем бедам-источникам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.).
Если при этом кроплении тело шамана не достигло какого- либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать служения).
При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окровавлена.
Никифоров Иннокентий.
Остров Тиит-Арыы.
31 января 1925 г.
ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.
Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет.
Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне — «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. — «ёлюю»—смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г. К ).
Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трех суток засыпает и лежит как мертвый. За все это время он ничего и не ест и не пьет.
Шадрин Николай.
Остров Хатынг-Арыы.
28 января 1925 г.
СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА.
Когда совершается рассекание тела шамана, он в течение семи дней лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьет; из всех суставов и из обоих глаз все время вытекает будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» — так рассказывают сами шаманы.
Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свеже-содранную бересту. Эти рассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. До того, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»),—собрав чистых, непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия» («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг»).
Подвергание рассеканию есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек.
Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергают этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.
Рыкунов Осип
Остров Тоён-Арыы. Джобулга.
17 января 1925 г
Из трудов Ксенофонтова
Шаманская болезнь
- Йер
- Постоянный обитатель планеты
- Сообщения: 2033
- Зарегистрирован: 26 авг 2017, 16:56
- Репутация: 861
Шаманская болезнь
Иже с ними)
- Йер
- Постоянный обитатель планеты
- Сообщения: 2033
- Зарегистрирован: 26 авг 2017, 16:56
- Репутация: 861
Шаманская болезнь
РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДУШИ ШАМАНА
Шаманы зарождаются далеко на севере, у корня мерзких заболеваний. Там бывает лиственница, на ветвях которой имеются гнезда на разной высоте. Самые большие шаманы воспитываются на верхушке дерева, средние — на середине, а малые шаманы у нижних ветвей.
Рассказывают, что сначала прилетает на это дерево большая птица, похожая на орла, с железными перьями; садится на гнездо и сносит яйцо. Потом эта птица высиживает яйцо, если должен выйти самый большой шаман — в продолжение трех лет, а маленького шамана — в течение года.
Эта птица называется мать-зверем, который появляется всего три раза: первый раз — когда рожает, вторично, когда завершается становление шамана рассеканием его тела и в третий раз, — когда шаман умирает.
Когда шаман (душа) вылупятся из яйца, то эта птица передает его на воспитание дьявольской шаманке по имени Бюргэстэй-Удаган, которая имеет одну ногу, одну руку, один глаз. Эта шаманка перекладывает шамана в железную колыбель, укачивает и вскармливает его сгустками запекшейся крови.
Когда окончится воспитание в колыбели, будущий шаман передается трем черным сухопарым бесам, которые разрубают его мясо на кусочки. Голову шамана предварительно втыкают на верхушку шеста. Затем, разрубленное мясо в качестве жертвы разбрасывают во все стороны. При этом три других беса челюстями шамана кидают жребий о начале всяких бед и заболеваний. Если жребий сядет как следует, то значит от этой болезни шамай может спасать людей. Говорят, случается иногда, что мяса шамана не хватает на все беды и болезни, тогда ему вменяется, будто бы, камлать только один раз по поводу той болезни, на долю которой не хватило частиц его тела.
Если у шамана обнаружится при рассекании тела недостаток в его костях, тогда по числу отсутствующих костей должны умереть некоторые из его родственников. Говорят, иногда умирало до девяти человек.
Был у нас один человек Бологур Михаил. Он тоже призывался (духами) для шаманского служения. Он рассказывал, что у него якобы, не хватило пяти костей, в виду чего должны были умереть пять человек. Но он отказался принять призвание, желая не допустить такое количество человеческих смертей.
Он сам потом ослеп. Однажды, уже слепой, он свалил в лесу дуплистую лиственницу. И тут же откуда-то упала в дупло пня шаманская птица (фигура птицы из железа, прикрепляемая к шаманскому плащу) и трижды закуковал а. Михаил взял птицу и обухом топора погнул ей ноги и крылья, а затем бросил в дупло пня. «Поэтому, рассказывал он сам, духи искалечили мне руки и ноги».
Шаманы зарождаются далеко на севере, у корня мерзких заболеваний. Там бывает лиственница, на ветвях которой имеются гнезда на разной высоте. Самые большие шаманы воспитываются на верхушке дерева, средние — на середине, а малые шаманы у нижних ветвей.
Рассказывают, что сначала прилетает на это дерево большая птица, похожая на орла, с железными перьями; садится на гнездо и сносит яйцо. Потом эта птица высиживает яйцо, если должен выйти самый большой шаман — в продолжение трех лет, а маленького шамана — в течение года.
Эта птица называется мать-зверем, который появляется всего три раза: первый раз — когда рожает, вторично, когда завершается становление шамана рассеканием его тела и в третий раз, — когда шаман умирает.
Когда шаман (душа) вылупятся из яйца, то эта птица передает его на воспитание дьявольской шаманке по имени Бюргэстэй-Удаган, которая имеет одну ногу, одну руку, один глаз. Эта шаманка перекладывает шамана в железную колыбель, укачивает и вскармливает его сгустками запекшейся крови.
Когда окончится воспитание в колыбели, будущий шаман передается трем черным сухопарым бесам, которые разрубают его мясо на кусочки. Голову шамана предварительно втыкают на верхушку шеста. Затем, разрубленное мясо в качестве жертвы разбрасывают во все стороны. При этом три других беса челюстями шамана кидают жребий о начале всяких бед и заболеваний. Если жребий сядет как следует, то значит от этой болезни шамай может спасать людей. Говорят, случается иногда, что мяса шамана не хватает на все беды и болезни, тогда ему вменяется, будто бы, камлать только один раз по поводу той болезни, на долю которой не хватило частиц его тела.
Если у шамана обнаружится при рассекании тела недостаток в его костях, тогда по числу отсутствующих костей должны умереть некоторые из его родственников. Говорят, иногда умирало до девяти человек.
Был у нас один человек Бологур Михаил. Он тоже призывался (духами) для шаманского служения. Он рассказывал, что у него якобы, не хватило пяти костей, в виду чего должны были умереть пять человек. Но он отказался принять призвание, желая не допустить такое количество человеческих смертей.
Он сам потом ослеп. Однажды, уже слепой, он свалил в лесу дуплистую лиственницу. И тут же откуда-то упала в дупло пня шаманская птица (фигура птицы из железа, прикрепляемая к шаманскому плащу) и трижды закуковал а. Михаил взял птицу и обухом топора погнул ей ноги и крылья, а затем бросил в дупло пня. «Поэтому, рассказывал он сам, духи искалечили мне руки и ноги».
Иже с ними)
- Alone_Wolf_NRR
- Житель планеты
- Сообщения: 981
- Зарегистрирован: 18 авг 2017, 03:38
- Репутация: 498
- Откуда: Петропавловск-Камчатский
- Пол:
- Контактная информация:
Шаманская болезнь
Самый простейший признак: При шаманской болезни (в отличии от эсцехи f10.x) "больной" видит реально происходящие тонкоматериальные события(ему просто "включили виделку" и оставили в ситуации "разбирайся с этим сам", т.е. это своего рода вывоз на лодке на середину реки и отпускание без спасательного круга. Выплывет-выживет и плавать научится, не выплывет - туда и дорога). При этом принципиальная разница в том, что у того, что он видит есть вполне реальные последствия в реальном мире. У шизоглюков их нет и по определению быть не может.Jasmin писал(а): как понять что это именно шаманская болезнь, а не симптомы психического заболевания?
Если человек уже обладает функционалом, то он может просто согласиться и принять функцию по собственной воле. Шаманская болезнь в сути своей не более, чем форма принуждения человека духами, если он ими избран, всё-таки согласиться.Jasmin писал(а): Только человек прошедший через это сможет стать настоящим шаманом, или же им можно стать минуя эту не очень приятную ступеньку?
В подземелиях рек и бездонности вод
Жизнь прошла очень быстро без дела
Как мне ляпнул один магаданский экзот
Потому что была чёрно-белой(с)Наш ответ И.Г.Обирайту
Жизнь прошла очень быстро без дела
Как мне ляпнул один магаданский экзот
Потому что была чёрно-белой(с)Наш ответ И.Г.Обирайту
-
- Заглянувший
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 29 янв 2024, 20:20
- Репутация: 0
- Пол:
Шаманская болезнь
А бывает ли шаманская болезнь у людей из других культур, где нет шаманов? Я в шаманизме ничего не понимаю, но интересно