Егорьев день, заговоры, традиции

Магический календарь праздников. Что, когда и как празднуем. Приметы, обряды, ритуалы и гадания. Имболк, Рождество, Крещение, Пасха, Самхейн и др.
Ответить
Аватара пользователя
Liby
Местный житель
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 19 май 2016, 23:01
Репутация: 148
Пол:

Егорьев день, заговоры, традиции

Сообщение Liby »

Егорьев день 6 мая
Юрьев день.jpg
Юрьев день.jpg (104.78 КБ) 7365 просмотров
6 мая по народному календарю славяне отмечают Егорьев день, называют его еще Юрьев день или Егорий вешний.
Георгий Победоносец — христианский святой, особенно почитаемый на Руси. Во время правления императора Диоклетиана он пострадал за веру, после восьмидневных мучений был обезглавлен. Перед смертью Георгий сумел сокрушить идолов в храме Аполлона и обратить в христианство жену самого императора — Александру. Также этому святому приписывается победа над змеем, опустошавшим земли. Этот сюжет известен каждому, кто хоть раз видел герб Москвы. День Георгия Победоносца в нашей стране стал великим праздником. Юрьевым же или Егорьевым он называется потому, что этими именами в русской традиции передавалось имя Георгий.

Традиции праздника

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егория пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».

У южных славян Гергиев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

Активно собирается роса на Егорьев день, она обладает целительной силой, поэтому многие знахари и знающие люди собирают ее по утру.

С Егорием весенним люди связывали свои приметы о будущем лете и об урожае, например, с Егория начинали садить свеклу, сеять морковь и рассаду. Егорий из-под спуда зеленую травку выгоняет.

Вообще же скот на Егорьев день справлял свои именины. В честь этого дня его полагалось чистить, всячески обихаживать и повкуснее, посытнее кормить.

В Егорьев день первый раз выгоняли скотину на свежую травку после зимовки, хозяйки их вербной веточкой, заготовленной с Вербного Воскресения погоняют, пастухов угощают-одаривают, приговаривая:

Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

На этом празднике пастухов веселятся все поселяне. Разыгрывались вечерние хороводы, пели песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стада. В Тульской губернии выходили на засеянные поля служить молебен с водоосвящением. После чего мужчины и женщины катались по росе на полевых межниках. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласит поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется, бывало, деревня силы-здоровья от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. А и чудесные же свойства у этой росы: ею до сих пор пользуются знахарки — вещие бабки — «от сглаза, от семи недугов». Эта же роса, по орловскому поверью, просам на пользу идет: «На Егория роса — будут добрые проса!»

В день Егория повсюду совершаются молебны, которые заканчиваются семейным угощением. Пироги и яйца составляют непременное кушанье, кроме других яств, которые приготовляются по желанию и благосостоянию хозяев. Лучшим угощением считались пироги-дерунчики да мирская яичница.
пирог с зеленью.jpg
пирог с зеленью.jpg (133.84 КБ) 7365 просмотров
Дерунчики — это пироги с первой весенней зеленью. В старину для начинки собирали молодую крапиву, сныть, редиску вместе с листьями, ревень и папоротник, медуницу, лесной клевер «заячью капусту». Сегодня можно предложить любую зелень, особенно сочную, как сельдерей, вкусную, как щавель, и витаминную, как листовой салат. Нам нужно 2-3 стакана нарубленной зелени.

Тесто дрожжевое: в подогретое молоко (0,5 стакана) добавить разведенные дрожжи (30 г «живых» или 0,5 пакетика сухих), муку (3 стакана), чуток соли и сахара. Форма пирожков обычно длинная, похожа на палочку. Мы раскатываем прямоугольник, посредине выкладываем полоску зелени, завертываем с боков и защипываем по центру, сверху вилочкой накалываем узор и смазываем сладким чаем. Пусть постоит в теплом месте минут 20, и пожалуйте в духовку. Есть еще вариант — сразу смешать тесто и зелень, тогда получатся булочки витаминные.

Чтобы перекусить на природе, делали общую, мирскую яичницу.
Иногда готовили прямо на месте гулянья, но чаще делали дома нечто похожее на закрытый бутерброд сразу для всей компании. Представьте, как пышный свежевыпеченный каравай разрезают по кругу, кладут на дышащий хлеб молоденький зеленый лучок и всякую другую зелень, перекидывают со сковородки огромную шкворчащую яичницу с сальцем, а то и 2-3 яичницы этажами, но с зеленной прослойкой. Всю красоту присыпают крупной солью и закрывают румяной каравайной корочкой. А пахнет! Это вам не пицца худосочная. Такой хлеб заворачивали в большую салфетку или полотно, а затем в скатерть-столешник.

Но вот все угостились, теперь и поиграть можно.
Есть в России местности, куда приводит Егорий-вешний и свои особые игрища, являющиеся отголоском старины. Таков, например, обычай «вождения Юрия», состоящий в том, что всей деревнею выбирают красны девушки молодого красивого парня, обшивают его зелеными венками и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Толпою идет деревенская молодежь в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к святому Юрию. Трижды обходят красные девушки с молодыми парнями засеянные поля.

Потом разводится на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого кладется на землю принесенный пирог. Все пришедшие садятся с песнями вокруг костра, начинается дележ пирога: каждому должно достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек достанется в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки — та выйдет по осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращается по своим дворам, приплясывая да припеваючи:

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егора-свет водили,
Мы Егория кликали... и т. д.

Весной игры были особенные: беговые, с прыжками, с топотом, чтобы будить землю. Даже день такой был игровой — «Розбрыки». Лучше всего это получается во время игры «Горелки». Еще хочется напомнить про «чехарду», «вышибалы», «цепи». Взрослые тети и дяди, не вы ли у своей школы всю землю расчерчивали под «классики»? А как крутили «удочку» — узелок с песком на веревке, — и если ты зазевался, не перепрыгнул, задел за веревку, то уже стоишь в стороне и все равно следишь за «удочкой», и все равно автоматом подпрыгиваешь. Потом носились в «третий лишний», «кошки-мышки», в прятки.
После Егорьева дня поселяне принимались сеять рожь, ячмень и овес, и вообще это время начала всем полевым работам.

Приметы на Егория
Егорьев день.jpg
Егорьев день.jpg (159.1 КБ) 7365 просмотров
Егорьев день - в этот день не работали, а если работать, то в дом придет несчастье. Скот выгоняли освященной вербой.

На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь: «Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

«На Егорья надо огород посадить до обеда». В этот день сажали капусту.

Служили молебен, батюшка благословлял пастухов.

В этот день не работали. Выносили на улицу всю одежду и просушивали её.

На Егорья смотрели - если к этому времени вырастало жито, и в нём мог спрятаться грач, то будет большой урожай жита. И к этому дню на огороды высаживали огурцы, бахчевые культуры, тыкву.

На Егорьев день (и на Крещение) освящали скотину. Пастухи окропляли скот святой водой. На Егорьев день пастухи гнали стадо с пастбища и приговаривали: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». Святую воду добавляли в корм.

Аватара пользователя
Liby
Местный житель
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 19 май 2016, 23:01
Репутация: 148
Пол:

Егорьев день, заговоры, традиции

Сообщение Liby »

Молитвы в Егорьев (Юрьев) день

Молитва №1

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва №2

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Заговоры в Егорьев день

В этот день часто читались заговоры. Вот некоторые из них.

ЗАГОВОР НА ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ ОТ БОЛЕЗНИ УШЕЙ

В этот день знающие люди читали заговор от ушных болезней.
Итак, заговор от боли в ушах:

Славный святой Егорий едет на коне,
Впереди река в огне.
Колет он ту реку копьем, шестом,
Из ушей он кочму выживает вон.
Вон, кочма, из (имя).
Слухи в ухи, слухи в ухи, слухи в ухи.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.


ЗАГОВОР НА ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ ОТ ШТРАФОВ НА ДОРОГЕ (СТЕПАНОВА)

В Егорьев день – день святого Георгия Победоносца, – возьмите из‑за божницы вербные веточки, переложите их под ветровое стекло машины и скажите при этом так:

Колесница моя, колесница, беги пуще зарницы, не будь нравна, а будь справна, деньгу не тяни, себя и меня береги. Свяченой вербой заклинаю, святым крестом осеняю. Аминь.

Перекреститесь трижды. Машина не будет ломаться, на дорогах вам не придется платить штрафы – деньги ваши будут целее!

Заговор на принятие на службу (чтобы не отказали)

Прежде чем отправиться к начальству. Читают заговор так:

"Господи, иду я на труд подряжаться,
Хочу в Твои пелена обряжаться,
Молитвами огородиться,
Твоей помощью подбодриться.
Чтобы я никаких властей не боялась,
И на любую работу принималась.
Моя правая нога, моя правая рука,
Мое каменное тело, мое правое дело,
Выйду я перед хозяином смело.
Иду я со Святой Пасхой,
А ко мне чтобы все начальники с лаской.
Есть у меня (имя) святой мак,
Что я скажу, все будет так.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь".


Заговор на росу
В этот день на утренней заре детей разувают и дают побегать по росе босиком, приговаривая:

Будь здоров, как Егорьева роса!


Заговор от врагов на Егорьев день

Купите икону Георгия Победоносца и, поклонившись ей сорок раз подряд, скажите такие слова:

"Георгий Славный, Георгий Победоносный,
Ты сам покорил вражеские полки,
Покори ты и сердце моего врага (имя).
На ныне, на вечно и на бесконечно.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".


Видео: песня заговор на Егорьев день.
phpBB [video]

Аватара пользователя
Liby
Местный житель
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 19 май 2016, 23:01
Репутация: 148
Пол:

Егорьев день, заговоры, традиции

Сообщение Liby »

ОБРЯДОВЫЙ ОБХОД ДВОРОВ В ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ

Участниками обхода - "окликальщиками" в разных местах могли быть представители различных групп: женщины, молодежь (парни и девушки вместе), только взрослые парни или мальчики и подростки.

Группу, состоявшую из нескольких человек, возглавлял мехоноша, собиравший подаяния: яйца, пряники, иное угощение, иногда - деньги. В больших деревнях собиралось несколько групп "окликальщиков". Обход совершался поздно вечером или ночью накануне Егорьева дня или на следующую ночь - с 23 на 24 апреля(по старому стилю), в некоторых местах его начинали около двух часов ночи.

В обязательном порядке обходились все дома в деревне. Часто пение "окликаний" сопровождалось аккомпанементом барабанки (инструмент типа барабана, употреблявшийся в данной местности пастухом при обходе стада в день первого выгона скота), в качестве "музыкального сопровождения" могли использовать также "шергунцы", "трензель" и бубен. В тех случаях, когда обход осуществлялся поздно ночью, шум и громкое пением под окнами имели практическое назначение - они должны были разбудить хозяев. В некоторых местах, преимущественно там, где обход осуществляли женщины, существовал обычай ряженья "окликальщиков".

"Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие.

Структура песен -"окликаний" подобна колядкам и волочебным песням (Волочебные обходы). Они состоят из зачина, основной части и концовки. Зачин содержал призыв к хозяевам:

"Встань, хозяин, пробудись,
Ты Егорию помолись,
И с нами поделись,
И опять спать ложись!..


Основная часть носила характер заклинаний, обращенных к Святому Егорию и к местночтимому в народе преподобному Макарию (основателю Макарьевского монастыря), она часто расширялась за счет дополнений из лирических песен или заклинательных формул:

"Волку с медведем -
Пень да колода,
По-за моря дорога!
Зайцу с лисицей -
Горькая осина
По самую вершину.
Ворону с вороной -
Камешек дресвяный!
Матушке - скотинке,
Всей животинке -
Травка- муравка,
Зелененький лужок!"


В концовке звучали просьбы о вознаграждении за труды. В качестве благодарственной формулы в некоторых местах бытовали тексты святочных колядок:

"Дай всем вам Бог,
Надели Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семдесят телушек,
Лысеньких,
Кривеньких,
Они в поле-то идут,
Все помыкивают.
Они из поля идут -
Все поигрывают".

(Соколова В.К. 1979. С. 169)

Если вознаграждения не последовало, "окликальщики" угрожали несчастьями, желали хозяевам бед и напастей:

"Кто не даст яйца,
Всю скотину со двора
Под медведюшка".


Один из наиболее типичных и полных вариантов обряда бытовал в Чухломском р-не Костромской обл. Ночью, накануне Егория, перед тем как выгнать скотину на пастбища, мальчики-подростки обходили дома с пением песни "Батюшка Егорий". Пошумев под окнами, они начинали петь в сопровождении барабанки, трещетки или бубна:

"Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали,
Полотенцем утирали,
В поле ходили,
Кресты становили,
Кресты становили,
Егория вопили:
"Батюшка Егорий,
Макарий, батька храбрый,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом.
Волку, медведю,
Всякому зверю -
Пень да колода,
На раменье дорога.
Тетушка Анфисья,
Скорее пробудися,
В кичку нарядися,
Пониже окрутися.
Подай нам по яичку,
Подай по другому,
Первое яичко -
Егорию на свечку,
Другое яичко -
Нам за труды,
За егорьевские".
Мы ходили, хлопотали,
Трое лаптев изодрали,
В кучку поклали,
В бочаг покидали,
Чтобы наши не узнали,



В ответ на песенку хозяйка выносила "подаянье", если оно устраивало "окликальщиков", они благодарили:

"Спасибо тебе, тетка,
На хорошем подаянье!
Дай тебе Бог,
Подольше пожить,
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Денег мешок,
Да белья коробок,
Двадцать телушек,
Все годовушек,
Десять быков,
Все годовиков,
все полуторвиков!"



Когда же участникам обхода ничего не выносили, ребята пели:

"Неспасибо тебе, тетка,
На плохом подаянье!
Дай тебе Бог,
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!"


Собранное или делилось между участниками обхода или съедалось ими на общей трапезе. В некоторых местах после того, как было спето последнее "окликание", подростки отправлялись в поля, где устанавливали маленькие крестики из прутиков, имевшие, видимо, тоже защищающее и продуцирующее значение, что и кресты устанавливаемые на ниве в Вознесение.
Особенностью егорьевских обходов был их заклинательный скотоводческий характер. Тексты "окликаний" близки к заговорам и тесно связаны с обрядностью первого выгона скота.

Ответить

Вернуться в «Магический календарь»