Радоница обычаи, традици, заговоры, приметы
Добавлено: 05 апр 2018, 12:55
Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших.
Радоница Радоница в 2018 году – 17 апреля
Радоница в 2019 году – 7 мая
Радоница в 2020 году – 28 апреля
Радоница в 2021 году – 11 мая
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
История праздника уходит корнями в язычество — у древних славян был культ почитания своих предков. Эта традиция, как и обычай оставлять на горках угощение для предков, насчитывает более 16 столетий.
В древние времена считали, что в определенные дни в году, души усопших могли вернуться в родные места и даже повлиять на жизнь живых определенным образом. Славяне верили, что мертвые, находясь в подземном мире, могут влиять на урожай и плодородие земли.
Поэтому, на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище, где по могилкам катали крашенные яйца, поливали их пивом, а затем проводили богатые застолья, с песнями и весельем.
Такой обряд называли тризнами – он был призван задобрить души ушедших. Люди считали, что от настроений умерших зависело благосостояние живых и могли как помочь в решении определенных вопросов, так и навредить.
На могилах устраивали даже игрища, веря, что души умерших радуются, наблюдая за этими действами. Возвратившись с кладбища, старшие члены семьи оставались дома, а молодые шли водить хороводы, играть в веселые игры и петь песни.
Праздник Радоницы – это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее, наоборот, в этот день — радость новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.
Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуки с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместен у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.
Традиции С принятием христианства, церковь признала данный обычай, и языческий праздник Радоница органично "переплелся" с православными церковными традициями.
Дата получила в церковном календаре привязку к Пасхе, как и большинство православных праздников с языческими корнями. Этот праздник занимает особое место среди прочих церковных праздников — этот день считают Пасхой усопших.
Могилы родных и близких приводят в порядок перед Радоницей — убирают, моют памятники, красят оградки. Особо ухаживают за крестом – символом воскресения и вечной жизни. Могильные холмики украшают живыми или искусственными цветами.
По сей день люди носят на могилки крашеные яйца, куличи и другие пасхальные яства, отдавая дань древней традиции. Многие накрывают около могил богатые столы – пируют и веселятся.
Церковь считает эту традицию языческой и не приветствует такое поведение. Священнослужители рекомендуют раздать еду, принесенную на кладбище, нищим с просьбой о молитве за ушедшего в мир иной.
На могиле нужно навести порядок, зажечь свечу и прочитать молитву. В Радоницу нельзя отказывать в подаянии – все просящие должны получить милостыню. В этот день не ругаются и не злословят.
Как молиться об усопших
Церковь учит, что молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто уже отошел в мир иной, так как покойник, по большому счету, не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг каждого христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
«Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви; как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная какая участь постигнет ее навеки. Много значит пред Владыкой молитва веры и любви за усопшего.
Вообрази еще, как необходим для тебя покой, когда тебя свяжут пленницы грехопадений, и как ты тогда усердно, с какою искренностью, жаром, силою молишься Господу и Пречистой Богородице, и как радуешься и торжествуешь, когда после усердной молитвы получишь избавление от грехов и покой душевный.
Приложи это и к душе усопшего: и его душа также нуждается в молитве — теперь уже твоей, потому что сама не может молиться плодотворно; и его душа нуждается в покое, который ты можешь испросить для него теплою молитвою, с благотворением в пользу души его, и особенно приношением за него бескровной жертвы. О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения».
Радоница Радоница в 2018 году – 17 апреля
Радоница в 2019 году – 7 мая
Радоница в 2020 году – 28 апреля
Радоница в 2021 году – 11 мая
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
История праздника уходит корнями в язычество — у древних славян был культ почитания своих предков. Эта традиция, как и обычай оставлять на горках угощение для предков, насчитывает более 16 столетий.
В древние времена считали, что в определенные дни в году, души усопших могли вернуться в родные места и даже повлиять на жизнь живых определенным образом. Славяне верили, что мертвые, находясь в подземном мире, могут влиять на урожай и плодородие земли.
Поэтому, на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище, где по могилкам катали крашенные яйца, поливали их пивом, а затем проводили богатые застолья, с песнями и весельем.
Такой обряд называли тризнами – он был призван задобрить души ушедших. Люди считали, что от настроений умерших зависело благосостояние живых и могли как помочь в решении определенных вопросов, так и навредить.
На могилах устраивали даже игрища, веря, что души умерших радуются, наблюдая за этими действами. Возвратившись с кладбища, старшие члены семьи оставались дома, а молодые шли водить хороводы, играть в веселые игры и петь песни.
Праздник Радоницы – это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее, наоборот, в этот день — радость новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.
Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуки с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместен у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.
Традиции С принятием христианства, церковь признала данный обычай, и языческий праздник Радоница органично "переплелся" с православными церковными традициями.
Дата получила в церковном календаре привязку к Пасхе, как и большинство православных праздников с языческими корнями. Этот праздник занимает особое место среди прочих церковных праздников — этот день считают Пасхой усопших.
Могилы родных и близких приводят в порядок перед Радоницей — убирают, моют памятники, красят оградки. Особо ухаживают за крестом – символом воскресения и вечной жизни. Могильные холмики украшают живыми или искусственными цветами.
По сей день люди носят на могилки крашеные яйца, куличи и другие пасхальные яства, отдавая дань древней традиции. Многие накрывают около могил богатые столы – пируют и веселятся.
Церковь считает эту традицию языческой и не приветствует такое поведение. Священнослужители рекомендуют раздать еду, принесенную на кладбище, нищим с просьбой о молитве за ушедшего в мир иной.
На могиле нужно навести порядок, зажечь свечу и прочитать молитву. В Радоницу нельзя отказывать в подаянии – все просящие должны получить милостыню. В этот день не ругаются и не злословят.
Как молиться об усопших
Церковь учит, что молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто уже отошел в мир иной, так как покойник, по большому счету, не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг каждого христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
«Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви; как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная какая участь постигнет ее навеки. Много значит пред Владыкой молитва веры и любви за усопшего.
Вообрази еще, как необходим для тебя покой, когда тебя свяжут пленницы грехопадений, и как ты тогда усердно, с какою искренностью, жаром, силою молишься Господу и Пречистой Богородице, и как радуешься и торжествуешь, когда после усердной молитвы получишь избавление от грехов и покой душевный.
Приложи это и к душе усопшего: и его душа также нуждается в молитве — теперь уже твоей, потому что сама не может молиться плодотворно; и его душа нуждается в покое, который ты можешь испросить для него теплою молитвою, с благотворением в пользу души его, и особенно приношением за него бескровной жертвы. О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения».