История возникновения Таро.

Раздел для новичков в магии. Здесь можно задать любой вопрос и получить на него ответ. Так же можно проверить свои способности и ознакомиться со списком литературы для начинающих.
Ответить
Аватара пользователя
Angel
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3282
Зарегистрирован: 03 авг 2016, 08:46
Репутация: 510
Пол:

История возникновения Таро.

Сообщение Angel »

Дорогие друзья, решила взяться за дело (хватит бока отлеживать) и собрать материал о возникновении мантической системы Таро.
Источников много, мнений - тоже, поэтому на истину в последней инстанции не претендую.
Надеюсь, кому-нибудь это будет интересно и полезно. Я старалась :)

Дорогие форумчане, хочу сказать Вам кое-что от себя, причем это настолько важно, что я скажу это сейчас, в начале, и потом повторюсь еще раз в конце.

Карты Таро – это вечный и неисчерпаемый источник мудрости, знаний и вдохновения.
Что ж, будем изучать его вечно.
Но каждому, что взял в руки Колоду, следует помнить, что ответственность за ту информацию, которую она нам даст, несем только мы. И так уж устроена судьба, что людям многого знать не следует – так устроил Господь. Поэтому помним о нашей ответственности перед людьми и Богом!


Мантическая система Таро. История возникновения (предположения) и разнообразие колод.
Карты Таро́ — система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV—XVI веке, в наши дни используется преимущественно для гадания, также сохранилась по крайней мере одна карточная игра с использованием полной колоды Таро. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.
Писать о картах Таро, несмотря на все уже существующие книги и статьи, очень сложно. Cложно, потому что много чего сказано-написано и у всех источников разное видение этого инструмента для предсказаний. Взять хотя бы историю возникновения карт Таро. До сих пор никто точно не установил, откуда и когда они появились. Существует версия, что первая полная колода Больших и Малых Арканов (аркан от лат. arkanum – тайна) появилась в 1428 году в Европе, следом идет дата 1441 год, а потом – 1450 год. Истоки появления карт Таро некоторые авторы-исследователи относят к китайской системе предсказаний Ицзин, а другие находят их в легендарной книге Тота, великого Гермеса Трисмегиста, выходца из Атлантиды. Считается, что Тот был посланником Великого Творца Вселенной и оставил нам в наследие бесценные знания древних истин, состоящие из 42 книг и включающих в себя информацию об устройстве жизни, астрологии, медицине, географии, обучении, космографии и многом другом. Если говорить о египетской версии, то, в принципе, Древний Египет является колыбелью развития человечества, а также существует легенда о том, что в передних лапах Сфинкса, находящегося в Гизе, скрывалась потайная дверь, ведущая в длинные галереи под Великой Пирамидой Хеопса. Вот именно в этих галереях, а точнее в одной из зал, находились 22 картины, в которых в символической форме содержались скрытые знания, от которых впоследствии произошли Великие Арканы Таро. Эти картины отражали информацию, собранную из книг египетского бога мудрости Тота и повествовали о мироздании, о человеке и его судьбе. Эта легенда подтверждает версию о том, что карты Таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых, рисунки которых на самом деле наносились на стены священных сооружений — гробниц.
Считается, что именно эти картины и стали прообразом современных карт Таро. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Тайны египетского Таро» известного автора-таролога Андрея Костенко. Другие версии происхождения карт Таро также широко изложены в литературе, в частности у Макса фон Гуггенхайма, Скотта Голландера, Алексея Клюева, Евгения Колесова, Анны Котельниковой и у многих иных авторов. Таким же бесчисленным, как и истории возникновения Таро, является и разнообразие видов колод. Есть версия, что карты Таро были принесены в Европу цыганами в 15 столетии, а кто-то утверждает, что они имеют германское происхождение и датируются 1329 годом. Само слово «Таро», видимо, заимствовано от французского «Tarot», которое, в свою очередь, было унаследовано от египетского слова «тарош» и в буквальном смысле понимается как «царский путь» или «путь богов».
Есть еще одна версия: происхождение карт Таро обросло многочисленными легендами. Но, как считается на основе большинства современных исследований, карты Таро появились в Италии в начале XV столетия (1420—1440). В 1450 г. в Милане появляется колода Таро Висконти-Сфорца. Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоды из 78-ми листов. Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. В 1465 году появляется колода Тарокки Мантеньи, структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины. Колода состоит из 50 карт, 5 серий или мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус) по 10 карт в каждой. Некоторые изображения на современных картах Таро (старших и младших арканов) были заимствованы из колоды Тарокки (Энциклопедия современной магии, т. 2. 1996 г.). Колода Тарокки Мантеньи служила шаблоном символов для художников II половины XV века (в частности для Робине Тестара в манускрипте «Нравоучительная книга о шахматах любви»).
На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI, и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже. Однако колода «Таро Карла VI», хранящаяся в Национальной Библиотеке — это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.
Для Европы того времени не было секретом, что обычные игральные карты пришли из исламского мира, о чём свидетельствует запись итальянского живописца Никколо Кавелуццо, сделанная в 1379 году в хрониках его родного города: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими „наиб“». Эти ранние карты имели четыре масти: чаши, мечи, монеты и клюшки для поло (которые европейцы восприняли как палки) — и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Однако существовали карты мамлюков с 22 козырями, очень похожие на Таро, которые, возможно, и были как предком карт мамлюков, так и предком обычных игральных карт; или же сначала от карт мамлюков произошли Таро, а из них возникли игральные карты — такова точка зрения людей, считающих, что игральные карты и Таро связаны. Карты мамлюков по своей структуре напоминали именно Таро: 56 младших арканов и 22 старших козырей, делились на 4 масти — мечи, посохи, кубки и пентакли (также известные как «диски» и «монеты»).[источник не указан 585 дней] Запрет Корана на изображение людей мамлюки ревностно соблюдали, и поэтому наносили на карты лишь так называемые арабески. Игральные карты с привычными для нас мастями (трефами, пиками, червами, бубнами) введены в употребление французами незадолго до 1480 года. Те, кто утверждает, что игральные карты произошли от Таро, убеждены, что доказательством этому служит джокер. По их мнению, это единственный уцелевший козырь Таро («Шут»), а остальные козыри были упразднены. Но, видимо, это заблуждение: Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т. н. «свободной» карты в покере или в качестве старшего козыря в игре юккер.

Элифас Леви стал первым человеком, который соотнёс 22 козыря с буквами иврита, которые согласно герметической традиции в свою очередь соотносились с астрологическими, алхимическими и другими мистическими символами. Это дало толчок к развитию Таро не только как способу гадания, но и как мощному инструменту магии в целом.
Существует еще и Каббалистическая версия - что Таро произошло из каббалы (двадцать две буквы и 10 сфирот в каббале — основа системы Таро) и считают отправной точкой в истории Таро 300 год нашей эры — примерную дату создания «Сефер Йецира», фундаментального труда по Каббале.
В трудах некоторых оккультистов можно встретить утверждения, что Таро использовалось для предсказаний едва ли не со времён Всемирного потопа, если не ранее. Однако первые документальные свидетельства о практике соотнесения карт (в частности, карт Таро) и человеческих судеб относятся лишь к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 году) они относятся к судьбе человека. В 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания будущего с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Уверенно говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний можно лишь начиная с конца XVII века, поскольку в Болонье сохранились записи, датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

Медитативная практика.
В последнее время большую популярность приобретают медитативные практики при помощи изображений карт Таро. Чаще всего для этого используются Старшие Арканы. Цели такой практики могут быть различны: более глубокое понимание карт для использования в гадании, духовное развитие, оккультная практика.

Таро в эзотерической традиции
В соответствии с эзотерическими представлениями, в картах таро присутствует герметическая, гностическая или каббалистическая символика, поскольку раннее итальянское Возрождение, породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике Таро.

Подобные символические «следы» в Таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от древних культур (египетской или вавилонской), что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными нам исследователями в этой области были Кур де Жеблен. В 1781 году вышла его книга «Первобытный мир», в последней главе которой утверждается, что Таро восходит к египетской традиции. Он предположил, что название «таро» переводится с древнеегипетского как «Путь Царя». Возможно, что изученные карты были созданы самим автором. Ещё подозрительнее причастность к созданию одной из колод, точнее следующей колоды графом де Сен-Жерменом или он же Эдгар де Валькур-Вермон, он же … и т. п. Кем он только не был, появляясь в разных ипостасях на протяжении многих лет, главное, что он так же был в одной масонской ложе с Куром де Жебеленом. По одной из версий Сен Жермен намерено изменил первоначальный вариант козырных карт Антуана Кур де Жебелена, чтобы скрыть глубже некоторый их сакральный смысл, «легко» сравниваемый с «Откровением» Иоанна Богослова. Позже масон Поль Кристиан, он же Питуа, Жан-Батист показал в своих рисунках одно из сокрытий Сен Жермена — карту. Эта карта расшифровывает и указывает на время перемен в ближайшем веке.
И с этого времени на колоду взглянули как на таинственную оккультную систему, а изученное Марсельское Таро стало образцом для создания колод, на основе которой велись оккультные исследования. Заметим так же, что в ранних версиях Таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428 годом, изготовленная художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna с изображением классических богов и астрологических символов.
Крупные исследователи символики Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов. Основоположником французской школы является Элифас Леви. В 1856 г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа. Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте «Книга Т». Согласно представлениям французской школы, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», — нулевой аркан, — перед «Магом», поскольку ноль есть начало всех других чисел, как Ничто есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф соотносится уже с «Шутом».

Далее вопросом символики карт занимался Артур Эдвард Уэйт (Уайт), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Памела Колман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари», нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера. Уэйт впервые поместил на рисунках «числовых» младших арканов, на которых ранее изображались только символы масти в соответствующем номиналу карты количестве, рисунки с определённым сюжетом, уникальным для каждой карты. Это позволило расширить толкование младших арканов при гадании: если раньше эти карты трактовались исключительно по сочетанию масти и номинала, то теперь появилась возможность использовать символику изображений. Другой существенной реформой стала перемена позиций арканов «Правосудие» и «Сила» (в ранних колодах — VIII и XI, у Уэйта — XI и VIII соответственно). Изданная одновременно с колодой книга Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро» даёт полное описание колоды, символики карт и её трактовок с позиций Уэйта.

Ещё через три десятилетия собственную колоду создал А. Кроули в соавторстве с художницей Фридой Харрис. Хотя колода Кроули выполнена в целом в «английском» стиле, он также внёс в неё заметные изменения: вернул «Правосудие» и «Силу» на исходные «французские» позиции (VIII и XI), переименовал часть старших арканов, изменив их трактовку, а также присвоил всем «числовым» картам младших арканов собственные имена, отражающие их значение. Фигурные карты младших арканов были переименованы: вместо четвёрки из «Пажа», «Рыцаря», «Королевы» и «Короля» используется четвёрка «Принцесса», «Принц», «Королева» и «Рыцарь». Работа над колодой, получившей название «Таро Тота» в честь одноимённого египетского божества, была закончена в 1944 году. Тогда же Кроули выпустил под псевдонимом «Мастер Терион» «Книгу Тота», где даётся описание колоды и расшифровка её символики согласно воззрениям Кроули. Трактовка карт, излагаемая Кроули, во многом отличается от классической традиции, она включает толкования из европейской астрологии, каббалы, мифологии множества народов, от Индии до Скандинавии. Символика Таро Тота чрезвычайно богата, многие тарологи называют эту колоду самым насыщенным символами вариантом Таро; она также наименее однозначна в толковании. Существует мнение, что Кроули сохранил в тайне некоторые аспекты символики своей колоды, вследствие чего его трактовки нередко дополняются и видоизменяются толкователями. Несмотря на стремление автора распространить свой подход к Таро как можно шире, колода Кроули была издана при его жизни лишь крайне ограниченным тиражом (200 экземпляров) и в неполноценном виде (низкое качество печати, рисунки карт взяты с репродукций «Книги Тота», использовано всего два цвета). Широкое её распространение произошло уже после смерти авторов, когда несколько издательств выпустили колоду большим тиражом и в нормальном качестве, использовав оригиналы рисунков, выполненных Фридой Харрис под руководством Кроули.
И, под конец, самое интересное: гляньте, что нашла (раньше о таком даже не слышала):

Таро Ангелов-Хранителей
«Ангел-Хранитель – добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи, руководства и спасения свой души» – так трактуют некоторые религиозные учения понятие Ангела-Хранителя, существа, призванного помогать человеку и оберегать его.
Вроде бы все просто. Но именно эта простота скрывает в себе многочисленные тайны творения и существования человека. Именно тайны, вопросы, которые они порождают, не дают покоя ни религиозным философам, ни эзотерикам, ни простым людям, стремящимся познать природу этого процесса.
Таро Ангелов-Хранителей находится в череде этих человеческих изысканий, направленных на постижение одной из главных тайн мироздания – тайн человеческой природы. И, несмотря на то, что отношение к принципам и методам познания у религии и магии различно, оно смогло найти гармоничное существование в колоде карт, которую вы держите в руках.
Бунт? Протест? Кощунство? Попытка подрыва канонических устоев? Нет.
Это всего лишь метод оценки ситуаций, процессов, событий, данный в виде образов и сюжетов, в которых главное место занимает не человек и не Ангел-Хранитель, а союз этих двух бытийных проявлений.
Добро или зло, порок или добродетель, честность или ложь? Всегда, когда человек стоит перед выбором, Ангел-Хранитель находится где-то рядом. Он помогает, подсказывает, оберегает человека. Но при этом он всецело доверяет ему, позволяя совершать те поступки, которые хочет сам человек.
Ошибка, заблуждение, нарушение – это и боль человеческой судьбы, и испытания, которые он проходит, становясь мудрее и сильнее. Но помощь, на которую он может рассчитывать, всегда с ним.
И помощь эта приходит в виде доброго совета или душевного комфорта, в виде угрызений совести или эмоций, которые невозможно унять. У Ангела-Хранителя множество возможностей оказать влияние на человека, как и множество возможностей подсказать ему и уберечь его.
Колода карт Таро «Ангелы-Хранители» является одной из форм, в которой можно рассказать людям о том, как же происходит общение между Ангелом и человеком.
Именно поэтому мы призываем вас видеть в этой колоде Таро не инструмент для гадания, но инструмент для познания своей внутренней природы и природы спутника, который идет с человеком на протяжении всей его жизни, и имя которому Ангел-Хранитель.
Небесная иерархия. Ангелы-хранители
Такое понятие как Небесная Иерархия возникло в христианской философии после официального признания труда Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», в котором он подробно описывал устройство Божественного мира и принципы взаимодействия сил этого мира и мира человеческого.
Несмотря на столетия, прошедшие с момента признания этого труда и признания официальной религиозной доктрины Сил, она не претерпела никаких изменений.
10 чинов Небесных Сил
Высшая Иерархия
1. Серафимы – ближайшие к Богу. Пламенная любовь к Богу, горение данной любовью.
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6.2–3)
В иконописи обычно изображаются существами огненно-красного или золотого цвета, с человеческим лицом и шестью крыльями вокруг.
2. Херувимы – излияние премудрости и просвещения. Через них посылается истинное Богопознание, Слово Господне и Премудрость, которые они видят и знают в совершенстве.
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Бытие. 3.24)
Изображаются обликом, схожим с Серафимами, но иссиня-стального цвета.
3. Престолы – носящие Бога, служат Правосудию Божию.
«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин, особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения. А горящими Престолами и излиянием мудрости называются небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства…» (Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии)
Средняя Иерархия
4. Господства – наставляют властителей мудрому управлению, учат господствовать над своей силой. Способны контролировать человеческие чувства, эмоции.
«Наименование святых Господств означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое. Но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию». (Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии)
Обращение: «Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!»
5. Силы – исполняют волю Божию. Творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворений и прозорливость святым. «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества». (Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии)
6. Власти – укрощают силу диавола, ограждают людей от бесовских
искушений. « Наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его». (Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии)
Обращение: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) (или рабы Божьей (имя)) беса, его мучащего (или ее мучащую)!»
Низшая Иерархия
7. Начала – начальствуют над ангелами, направляя их к исполнению Божьей воли. Им поручено управление Вселенной, охрана стран и народов, управление стихиями природы, над всеми видимыми предметами.
«Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и, наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил. Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке». (Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии)
8. Архангелы – благовестники, открывают тайны, укрепляют веру. Учителя небесные. Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил, Варахиил.
9. Обращение: «Архангелы Божии, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, какой мне выбрать путь, в онь же пойду, да благоугожду Богу моему!»
3. Ангелы – особенно близки к людям, охраняют верующих, удерживают от падений, продолжают то, что начинают Архангелы: направляют на путь Божий, путь жизни, руководят, охраняют.
Обращение: «Благодарение Господу, оградившему нас ангелами Своими и еще посылающему каждому ангела мирна, верна, наставника и хранителя душ и телес наших, – слава Тебе, Благодателю нашему, во веки веков!»
10. Души прославленные – канонизированные и не канонизированные Святые, независимо от религиозной и национальной принадлежности.
Несмотря на то, что «официальное» признание Небесной Иерархии и порядка Небесных Чинов произошло только к середине XV века, упоминание о ней мы можем видеть в Библии.

Итак, коллеги, мой труд, если его можно так назвать, завершен))
Вновь повторю то, что писала вначале:
Карты Таро – это вечный и неисчерпаемый источник мудрости, знаний и вдохновения.
Что ж, будем изучать его вечно.
Но каждому, что взял в руки Колоду следует помнить, что ответственность за ту информацию, которую она нам даст, несем только мы. И так уж устроена судьба, что людям многого знать не следует – так уж устроил Господь. Поэтому помним о нашей ответственности!


Ну, и по традиции, источники используемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Хайо Банцхаф. Таро и путешествие Героя: с.5-9
3. Марк МалЭлрой. Таро Эльфов. Роман в картинках: с.3-9 (от автора)
4. Статьи из Интернета (прошу прощения, учет не вела. В следующий раз исправлюсь).

Ответить

Вернуться в «Пособие молодого Мага»