Символы не имеют в отличие от понятий определенного значения, они указывают на универсальные идеи и архетипы, каждому из которых отвечает определенное состояние души человека. За счет обращения к интуитивному сверхзначению символические категории способны к выражению совершенно различных сторон человеческого опыта.
пример - оппозицию Мужского и Женского.
В обыденном сознании - это противопоставление мужчин и женщин в их наглядной очевидности - первичные и вторичные половые признаки, особенности психологии, социальные роли и т.п.
С позиций современной науки половое различие объясняется на уровне различия XY и XX хромосом.
В символическом сознании мужское и женское - это частное проявление универсальной архетипической диады идей (в Китае Инь - Ян). Все оппозиции, встречающиеся в человеческом опыте при этом соотносятся с фундаментальной оппозицией и, следовательно, между собой.
- пример | +
Символы - элементы символической системы свои сверхзначениям, смыслы и поля значений получают не извне системы, а, исключительно, из своей позиции внутри системы.
Сверхзначения символов, элементов таких систем - это универсальные идеи, образующиеся при членении единого целого закономерным образом на определенное число частей. Полностью выразить универсальные идеи, в самом их существе, невозможно, ввиду неисчерпаемости их содержания. Однако возможно использовать их формальные обозначения, используя числа и комбинаторные признаки.
Структура системы образуется при делении целого на части таким образом, что каждая часть отвечает одному определенному состоянию из множества возможных состояний. Характеристики каждого состояния обычно представляются в системе координат, образуемой некоторым набором признаков. Полный комбинаторный перебор всех значений признаков дает все возможные состояния - таким образом получаются обозначения для каждого элемента системы. Примеры:
· триграммы И Цзина - комбинации трех двоичных признаков;
· знаки Зодиака - сочетание тетрады стихий и триады крестов.
Архетипические смыслы символов непосредственно невыразимы, на них можно лишь указать, апеллируя к соответствующим состояниям души человека. Работоспособность символических систем опирается на постулат о структурном единстве мира и человека. Структура души человека выступает здесь в качестве универсальной модели устройства и развития мира в целом и каждой из его частей.
При малом количестве элементов в символической системе для указания на архетипы обычно используются натурфилософские категории (стихии), связываемые с психологическими состояниями, а когда количество элементов велико - используются образы и сюжеты той культуры, в которой символическая система создана.
Базовые архетипические образы символических систем- это прежде всего космо-теогонические, космографические, календарно-астрологические и натурфилософские представления.
Космогония - фазы развития мира.
Космография - основные части мироздания.
Натурфилософия - элементный состав космоса.
Календарь - Сезоны года, месяцы, фазы Луны и т.д.
Теогония и теология - поколения богов, пантеоны, системы божественных имен (в монотеистических религиях).
Поля значений образуются при использовании символических систем как естественных классификаторов, упорядочивающих феномены индивидуального и коллективного опыта. Периоды времени, направления пространства, система музыкальных тонов, цветов, звуки человеческой речи, характеристики человеческого восприятия, биологические элементы человеческого организма, минералы, растения и животные, значимые элементы социальной организации классифицируются в соответствии с системой архетипических символов. Так возникают календарные системы, роза ветров, музыкальная гамма, палитра радуги, алфавит, классификация чувств, система органов в китайской медицине или чакры в индийской и т.п.
Символические системы позволяют устанавливать классификационные ряды соответствий между различными наборами понятий, содержащими одинаковое число элементов. Таким образом реализуется принцип аналогии - основа
символического мышления.
Количество символов-элементов в системе может быть весьма различным.
Для каждого из малых чисел (до 10) имеется традиционная символическая система, служащая базовым классификатором в той или иной культуре.
2 - Два первоначала - Инь - Ян (Китай)
3 - Три гуны - тамас, раджас, саттва (Индия)
4 - Четыре стихии - земля, вода, воздух, огонь (Античная и Средневековая Европа)
5 - Пять элементов - дерево, огонь, почва, металл, вода (Китай)
6 - Шесть стихий - земля, вода, воздух, огонь, растение, скот (Персия)
7 - Семь планет - Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн (Античная и Средневековая Европа)
8 - Восемь триграмм (Китай)
9 - числа - цифры от 1 до 9 (Нумерология в Европе и в Китае)
10 - Дерево Сефирот (Иудейская каббала)
Среди чисел больше 10, выделены имеющие особые комбинаторные свойства.
12 = 3 * 4 Двенадцать знаков Зодиака
Большинство развитых дифференцированных символических систем построены на квадратных и треугольных числах.
16 = 4 * 4 Шестнадцать фигур геомантии
24 = 5 * 5 - 1 Рунический алфавит Футарк (24 руны)
36 = 6 * 6 = (7 * 8) / 2 Астрологические деканы, карты Ленорман
64 = 8 * 8 Гексаграммы И Цзина
360 = 19 * 19 - 1 Сабианские символы градусов Зодиака
78 = (12 *13)/2 Карты Таро
Символические системы являются мощными средствами интерпретации феноменов культуры и осмысления человеческой жизни.
Символические системы позволяют обнаруживать скрытые структурно - образующие смыслы в произведениях литературы и изобразительного искусства.
Символические классификаторы дают возможность строить дифференцированные, полные и сбалансированные системы психофизиологические типологии человека.
Игра символических значений открывает смысл событий и ситуаций в жизни каждого человека. Это и дает возможность эффективного использования символических систем в гадательной практике. Как известно, наиболее развитые символические системы гадательные и/или астрологические.