Купала (Купало)

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

КУПАЛЬСКИЙ КОСТЁР

Ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодёжных гуляний в Иванову ночь.

Купальский костёр зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купалу. Обычно их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрёстках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей. Каждое поселение организовывало свой костёр, иногда – несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика заменял парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для Купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Как правило, центром костра служило дерево – сосна, ель, нередко с обрубленными сучьями или с отрубленной макушкой, - или шест, укреплённый в земле. На них вешали венки, цветы, старые веники, лапти. В некоторых случаях костёр представлял собой сложенные столбиком дрова, обложенные хворостом (Псковская губ.).

Около костров разворачивались гулянья, на которые обязательно сходилась молодёжь и молодые пары. Здесь обычно устраивались качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали. Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь. Прыгали поодиночке и парами. По поверью, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то окружающие говорили, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым.
У русских существовал обычай бросать в Купальский костёр сорочку больного ребёнка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь. В некоторых местах, где по традиции раскладывали несколько костров, матери переносили через огонь маленьких детей, страдающих каким-либо недугом, уповая на его очистительную и лечебную силу. Чтобы защитить домашнюю скотину от мора и эпидемий, крестьяне прогоняли её через купальский огонь.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ

По сведениям из Псковской губернии, зажигать купальский огонь на земле нельзя. Поэтому на вершине дерева или шеста закреплялт колесо, обод от колеса, пук соломы, смоляную бочку или поднимали вверх вёдра со смоляками (пнями), которые и поджигали. В ряде мест шест с горящим факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним в ржаные поля. За деревней нередко встречались несколько таких групп молодёжи, вышедших из соседних сёл, которые объединялись и устраивали совместные гулянья. Случалось, что каждый участник шествия нёс подобный факел в руках. Хождения по полям сопровождалось песнями, которые в совокупности с огненными факелами рассматривались местными жителями как действенное средство против нечистой силы. Таким образом, говорили крестьяне, «ведьму гоняли купальскую»:

Иван ды Марья, ны гары Купальня.
Там девки шли навоз рызбивали, зямляю пыджигали.
Гари, ведьма, гари, зыкликуха,
Каров зыкликала, малоки отбирала.

В ряде мест был известен обычай пускать вниз с холма или возвышенности горящее колесо, смоляную бочку. Ещё в XVII веке старец Григорий писал в челобитной царю Алексею Михайловичу: «Тако же о рождестве Иоанна Предтечи всю нощь бесятся, бочки дехтярные зажигают и з гор катают, и веники зажегши скачут».

Пепел и головешки от Купальского костра молодёжь разбрасывала «на все стороны». В Смоленской губернии это делали для избавления от ведьм, действие сопровождалось словами: «Выйди, ведьма, с нашего жита, а не выйдешь – глаза выжгу». Псковичи, рассеивая пепел, говорили: «Радись, хлеб, дле наших малых дятей». Аграрно-магическую направленность действия подтверждает локальный обычай раскладывать головешки на капустные грядки; считалось, что в этом случае гусеницы не испортят молодых побегов

СИМВОЛ СОЛНЦА

Разжигание костров в канун дня летнего солнцестояния, форма костров (колесо, бочка на шесте), сжигаемый материал (солома) дают возможность говорить о купальском огне как о символе солнца, огня небесного. Огонь осмыслялся как очистительная сила, несущая свет и тепло и способствовавшая сохранению и развитию жизненной потенции. В XIX-XX веках обычай разжигать Купальский костёр у русских был распространён в основном в западных губерниях – Олонецкой, Петербургской, Псковской, Смоленской, а также встречался в Костромской губернии.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

ПЕРЕЖИНЫ – выстриженные или смятые дорожки в колосьях

Купальская ночь считалась лучшим временем для порчи посевов. В полях могли появиться пережины – выстриженные или смятые дорожки в колосьях, шедшие обычно через всё поле из угла в угол, вокруг поля или пересекавшиеся крестом («кресты»), - заломы или закрутки, представлявшие собой горсть связанных или сломанных колосьев. Пережины и заломы приписывались действиям лешего, полевого, нечистого духа, «стриги». Но большинство крестьян считало, что этим занимаются колдуны, колдуньи, ведьмы, знахари, русалки, которых называли «пережинщики», «пережинальщики», «спорыньёвщики». Мифические персонажи в этом случае выступали в роли помощников: «их (пережины) делает женщина при помщи беса», «нечистая сила держит его (колдуна) за ноги, он срезает колосья ржи», пережины «делают колдуньи по ночам будто бы для того, что им нечистая сила натаскивает хлеба на целый год».

Пережинами и заломами занимались, как правило, женщины. Согласно материалу быличек, женщина-пережинщица, придя в полночь на чужое поле, снимает с себя крест, пояс и всю одежду. Оставаясь нагой или в белой нижней рубахе, распускает волосы, «потом кланяется на четыре стороны без креста, берёт серп и жнёт. Нажав порядочный пук колосьев, она руку с ними пригибает к спине, а потом правой рукой со спины через голову берёт и вяжет сноп» (Терновская О.А., 1984).
Калужские пережинщицы срезают колосья, привязав небольших размеров серп к левой ноге, пошехонские с этой же целью укрепляют на ноге святую икону. В Костромской губернии колдуньи, пережиная поле, ездят по нему верхом на ухвате, а во Владимирской губернии – верхом на кочерге. Рассказывают, что, делая пережин, колдун или колдунья ходят по полю на голове «кверху ногами», срезая колосья ножницами «катятся по полю» или «ходят колесом».

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

КОЛДОВСТВО, ЛИШАЮЩЕЕ ПЛОДОРОДИЯ

В результате пережинов и заломов крестьянин лишался своего урожая, а его поле плодородия. Пережинщики же, наоборот, всё это приобретали. Перед тем, как идти в чужое поле, колдун открывал двери помещений, где обычно хранилось зерно, поскольку предполагалось, что во время колдовского действия хлеб с чужой полосы сам будет «сыпаться в сусеки». Чтобы хлеб никогда не переводился в житницах пережинщика, ему следовало найти и пережать лучшие колосья. К ним относились споринки – стебли с несколькими колосками. Они имели особое значение: в восточнославянской традиции споринок считался символом плодородия. Разыскав и собрав спорые колосья, колдун тем самым мог «вынять спорину у других домохозяев и иметь её у себя». Эти колосья колдун бросал на своё поле или привязывал в амбаре над сусеком, будучи уверенным, что в течение последующего года из них непрестанно будет стекать рожь, которая нажинается крестьянами в первый день жатвы, или хранил дома, используя колосья в качестве лекарства, а также для того, «чтобы лучше было колдовать».

Залом или пережин мог нанести вред и непосредственно человеку. По традиции, жатву на поле, где пережаты или заломлены колосья, начинали только после того, как их освятит священник или приглашённый знахарь снимет колдовство. В противном случае человек, прикоснувшийся к залому или начавший жать на пережатом поле, может заболеть и даже умереть. Крестьяне уверяют, что «как жнёшь, руки ломят те заломы».

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

ОХОТА НА ВЕДЬМ

Стараясь защитить свои посевы от посягательств ведьм, крестьяне зачастую проводили Купальскую ночь в полях. Мужчины, возглавлявшие семьи, прятались во ржи с косами. При появлении колдуний-русалок, которые, по словам крестьян, «носились вдоль поля», они выскакивали из засады и пытались подсечь их косой. На следующий день смотрели, кто из деревенских женщин неожиданно захромает, та и объявлялась колдуньей. Ведьмы не решались приблизиться к полям в том случае, если там всю ночь гуляла молодёжь и жгли костры. Об этом говорится в песнях, сопровождавших эти гулянья:

Иван ды Марья, ны гары Купаля.
Иван Марью кличыть, Иван Марью кличыть:
- Няси, Марья, ключы, няси, Марья, ключы.
Замкнём ведиме голыс, замкнём ведиме голыс,
Штоб ведьма па полю, ведима не лятала.

В Купальскую ночь от колдовских действий мог пострадать и домашний скот. В образе животных (собаки, свиньи, кота) или птиц (вороны, совы) колдуны и ведьмы старались проникнуть в чужой двор. Попав в помещение, где находилась скотина, они, как правило, доили коров, чтобы «отнять» у них молоко. В результате порчи корова худеет, перестаёт давать молоко, начинает доиться кровью. То молоко, которое должны получать хозяева, по мнению крестьян, стекает в подойник ведьмы. Желая предотвратить это, крестьянки в Купальскую ночь прятали подойники и стулце, используемое во время дойки, а также ошейники, снятые на это время с телят, и верёвку-привязку, которой привязывали телёнка во время дойки.

Чтобы ведьма не проникла в хлев, хозяева клали в дверях молодое осиновое дерево, вырванное непременно с корнем. Оберегая хозяйство от нечисти, глава семьи вечером, накануне Ивана Купалы совершал обход усадьбы, читая молитвы у кажлого столба ограды и ворот. С этой же целью чертили на воротах дёгтем кресты, а перед воротами клали борону вверх зубьями. «Подбежит колдовка, прыгнет и застрянет в зубьях» - так объясняло свои действия русское население Сибири. Средством для отпугивания колдунов служила крапива, разложенная на ночь у окон и дверей. Помимо этого в течение ночи хозяин дома несколько раз выходил на улицу или во двор и стрелял из ружья в воздух, полагая, что заставит колдунов разбежаться.

Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

Купала (Купало)

Сообщение Благодать »

Изображение

ИВАНОВСКИЕ ТРАВЫ (ИВАНСКИЕ ТРАВЫ, КУПАЛЬСКИЕ ТРАВЫ)

Травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор их входит в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы. Необыкновенную магическую силу, которой по народным представлениям наполнялись различные виды растений в период летнего солнцестояния, стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходящих с растительным миром в этот момент.

Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешёптываются друг с другом и переходят с места на место, а «всякая трава, даже папоротник, расцветает». Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу, появлялись бутоны, «цветут в продолжении трёх минут, давая по три цветка» (Верещагин Гр., 1898). Эти цветы и травы, по поверям, волшебные. По словам сибирских крестьян, в это время любая травка «пользительна быват», поэтому добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только «знающие» люди: колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся «чистыми», так как они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью.Купальские травы могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень трудно, поскольку их охраняет нечистая сила.

Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника, который сулил нашедшему его счастье, удачу, магическую силу.

АРАРАТ-ТРАВА

Наличие у человека арарат-травы открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали её по характерным цветкам жёлтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день праздника между заутреней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе её магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести вокруг растения ножом против солнца и потянуть его за стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то её можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась ещё в том, что арарат-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды Оки и Москвы-реки.

РАЗРЫВ-ТРАВА

К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями «ломоцвет» и «спрык». Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветёт столько времени, сколько необходимо для прочтения Господней и Богородичной молитв. Её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное её назначение – разрушать преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купалу отправиться на отдалённый пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится – это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную с того места траву бросают в реку и внимательно наблюдают за ней. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывёт против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут её в пальце руки, предварительно сделав на нём разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его. Прикосновение же этого пальца к человеку влечёт за собой его смерть. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если её бросят в отхожее место.

ПЛАКУН, ДИВИЙ СИЛ И ТЕРЛИЧ

В купальскую ночь искали также волшебную траву-невидимку – перелёт-траву, одолень-траву. Считалось, что она могла сделать человека невидимым.
Трава зяблица помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы «дивий сил» (девясил) и «мария-магдалина» советовали применять от тоски. Богородицкой травой окуривали отелившихся коров. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы три раза обходил с молитвой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы «колдунья обожглась и не проникла во двор».
Плакун-трава считалась лучшим оберегом от нечисти. Владелец её должен был встать лицом к востоку так, чтобы и корень травы, который он держал в руках, тоже был обращён к востоку, и произнести заговор: «Плакун, плакун! Плакал ты долго…» В результате этих действий «слёзная» сила чародейского растения направлялась на защиту своего владельца. Плакун в качестве оберега носили на шее или привязывали к поясу.
В любовной магии использовали траву «терлич» (ударение на последний слог). Девушкам для привлечения парней советовали положить её за пазуху и сказать: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!»
Тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу богатку. В Вологодской губернии под князевой бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом «не раскрыло непогодой и не било молнией».
Растение иван-да-марья рекомендовалось вложить в углы избы, в этом случае «вор не подойдёт к дому: брат с сестрой будет говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой» (Макаренко А.А., 1993).

ИВАНОВСКАЯ КОПНА

Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с её помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну осталяли нетронутой до «страшных вечеров». По поверью, в ней обязательно должна поселиться нечистая сила. Чтобы заставить её повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну и очертить её кругом, используя огарок от первой лучины, зажжённой осенью. Духи, живущие в копне, предложат выполнить все желания в обмен на обещание оставить их в покое.

РИТУАЛ СБОРА КУПАЛЬСКИХ ТРАВ

Традиционно существовали некоторые правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и возрастание из магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течение нескольких дней. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губернии запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала сбора трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: «Рву я раб или раба (имярек) от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву». В Сибири «знающие» крестьяне собранные ночью растения специально клали под «Иванову росу», полагая, что в этом случае их магические свойства усилятся.
Принесённые домой Ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое считалось пограничным пространством: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, применяли для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, использовали в любовной магии.
О свойствах некоторых Ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от «знающих» людей, они предпочитали собирать эти травы днём или лучше на восходе солнца, «под росу», стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!»
Были известны и другие приёмы, направленные на сохранение магических свойств Ивановских трав. Так, трву чернобыльник заплетали в плети и клали под «Иванову росу», приговаривая: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!»

РИТУАЛЬНАЯ ЗЕЛЕНЬ

Повсеместнов день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы, ломали ветки, которые в течение праздника служили украшением деревни. Как правило, за ними отправлялись девушки, к которым зачастую присоединялись молодки. Впсковской губернии, собирая растения, девушки и молодки ходили по полю в рядов по пять-шесть человек, взявшись за руки, и «играли» песни, непременно сопровождавшие сбор трав:
Пайдём, девки, лугым,
Станим, девки, кругым,
Сарвём па цвиточку,
Савьём пу виночку,
Куда их паденим?
Невестым аденим.
В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Предпочтение отдавалось иван-да-марье и купаленке (желтоголову), их приносили в деревню охапками. Травы рассыпали по полу или по земле, клали на окна, им украшали жилые и хозяйственные помещения изнутри, а иногда и снаружи. Из неё делали букеты, плели венки и вязали веники.
Ритуальную ивановскую зелень, а также изготовленные из неё букеты, венки и веники, после праздника обычно засушивали и хранили. Повсеместно бытовало поверье, что эти травы способствуют сохранению и укреплению здоровья. На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.
Ивановские растения считались лучшим средством от всяких напастей. Сохранённую травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от удара молнии.
Жители Архангельской губернии использовали Ивановские травы в быту: по их мнению, это эффективное средство для борьбы с тараканами, блохами и прочими насекомыми. В ряде мест дымом ивановских растений окуривали дом и двор, изгоняя нечистую силу. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благостворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы. В Вятской и Орловской губерниях считали, что веники, заготовленные до этого срока, наносят вред здоровью – «на теле будет «чёс». На очистительные свойства ивановских трав уповали и при сборе растительного материала для мётел, также заготавливаемых в это время.

Взято из моего форума http://magic-mara.forum2x2.ru/t151-topic

Аватара пользователя
Травница
Победитель БЭ на Планете 2017 II, 2018 III место
Сообщения: 3893
Зарегистрирован: 29 окт 2016, 23:15
Репутация: 1863
Откуда: Крайний север
Пол:

Купала (Купало)

Сообщение Травница »

Самое главное, это помнить, Что истинный Купала проходит в Ночь на день летнего равноденствия, а не 7 июля. Травки собирать надо именно с 22 июня. Самая, самая сила в них)))
Да и вода Купальская - особенная. Её раньше собирали и хранили. Ибо сила в ней жизненная невероятная. Есть только одна проблема : Купальская вода настолько живая, что хранить её надо в мелкой таре, чтобы выпивать воду за один-два приёма. Иначе - зацветет пышным цветом. И купальскую росу собирали.Очень сильная штука...

Ответить

Вернуться в «Славянское язычество»