КОСТРОМА

Ответить
Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

КОСТРОМА

Сообщение Благодать »

Продолжение (начало см. http://ezoplaneta.ru/viewtopic.php?f=45&t=1122 )

КОСТРОМА - воплощение весны и плодородия


Воплощение весны и плодородия в восточнославянской мифологии. Обычно Кострому представляли в образе красивой молодой женщины в длинной белой одежде с дубовой веткой в руках. Она передвигалась по земле в сопровождении девичьего хоровода. С появлением Костромы расцветали растения, в воздухе разливались приятные ароматы.

С образом Костромы связан обряд проводов весны, иногда принимающий форму ритуальных похорон. В летнее время был и обряд похорон Костромы. Для него специально изготавливали соломенное чучело женщины. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придёт на землю, принесёт плодородие полям и растениям.

Иногда во время проводов весны одна из девушек, одетая в белые одежды, с дубовой веткой в руках, изображала Кострому. А в ритуальных похоронах участвовало соломенное чучело. Кострому со смехом и прибаутками сжигали, после чего, как считалось, она вновь воскресала, подобно зерну, брошенному в землю и возрождённому в колосе.

КОСТРУБОНЬКА (ударение на «у»)

Изображение

Воплощение плодородия у восточных славян, мифологический образ, схожий с образом Костромы. Но если Кострома – это женский персонаж, то Кострубоньку чаще всего изображало соломенное чучело с подчёркнутыми признаками мужского пола. Ритуальными похоронами Кострубоньки отмечался переход к весеннему циклу.

Изображение

ПОХОРОНЫ КОСТРОМЫ

Весенне-летний обряд, относящийся к ритуалам проводов-похорон, в центре которого персонаж под именем Кострома.

Обряд совершался обычно в конце Всесвятской недели – в воскресенье, известное в местных традициях как Русальное, Петровское, Всесвятское заговенье, иногда приурочивался к Троице или Духову дню.

Кострому обычно изображала девушка или молодая женщина, выбранные сверстницами, или парень, наряженный девушкой. Одеянием Костромы служили белые простыни, закрывавшие человека с головы до ног, а атрибутом была зелёная ветвь дуба. В ряде мест девушки и молодки, иногда при участии парней, делали антропоморфное чучело из соломы, на которое надевали девичью или женскую рубаху, пояс, сарафан (реже), платок, башмаки. В Муромском уезде Владимирской губернии соломенное чучело одевали в костюм молодого мужчины.

При изготовлении чучела Костромы исполнялись обрядовые песни:
Костромушка расплясалась,
Костромушка разыгралась,
Вина с маком нализалась.
Вдруг Костромка повалилась:
Костромушка умерла.

В Самарской губернии сцена смерти разыгрывалась двумя участниками обрядового действия. Один из них, изображавший Кострому, символом которой была зелёная ветвь, «умирал» при появлении другого, ряженного в маску «Смерти», символом которой была сухая ветвь.
Кострому – чучело или человека, лежащего неподвижно, под пение с поклонами укладывали в «гроб» - на носилки, доску или в корыто – и несли к реке или в лес. Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию. Девушки и молодые женщины, выполнявшие роль носильщиков «гроба», покрывали головы белыми платками. Двигавшиеся впереди них парни рядились священниками, каждый из них махал «кадилом» - старым лаптем. Ещё одна группа девушек представляла плакальщиц:

Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развесёлая была,
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла!
И к тебе ль, Костроме,
Сошлись незванные сюда.
Стали Кострому
Собирать-одевать;
Собирать-одевать
И оплакивать…

БАТЮШКА-КОСТРОМУШКА

Если Кострома – мужчина, то за «гробом мужа» непременно следовала его «жена», которая причитала: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки». В некоторых местах в текстах обрядовых игр упоминаются и другие «родственники» Костромы: мать, сын, кума.

На берегу реки или в лесу под берёзкой устанавливали «гроб» с Костромой. Во Владимирской губернии сопровождавшие его лица делились на группы, одна из которых, окружив Кострому и поклонившись, отбивала попытки второй выкрасть Кострому. Борьба заканчивалась похищением чучела. В Саратовской губернии молодёжь, участвовавшая в обряде, защищала ещё «живую» Кострому, которая перед этим весело кружилась в хороводе, от маски «Смерти», появлявшейся со стороны леса, в этом случае Кострома погибала.

Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженого, изображавшего Кострому, оставлением «гроба» с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми. В некоторых местах всеобщая радость объяснялась представлением о воскрешении Костромы.

Изображение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВЕСНЫ

Одним из вариантов обряда «проводы Костромы» являлась детская игра, в которой участвовали только девочки. Во Владимирской губернии над спящей или больной Костромой, которую изображала одна из участниц, лежащая на коленях у подруги, происходил диалог: «Жива ль, Кострома?» - «Жива». Как только объявлялось, что Кострома «умерла», девочки стаскивали её за руки и за ноги на землю. Кострома вскакивала, бросалась на собравшихся, которые с криком «Зелёные глаза!» разбегались. В курском варианте игры «умершая» Кострома могла подойти к любому участнику и, ударив его, сказать: «Пеките блины, поминайте меня».

В фольклорных текстах термин «весна» часто использовался как эпитет Костромы. В Саратовской губернии считали, что в лице Костромы провожали весну:

Костромушку да наряжали,
Девки весну провожали.
Пройдёт весна да Троица,
Все забавы скроются!

Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождения природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, где Кострома представляет собой символ плодородия; с идеей изгнания из человеческого пространства существ потустороннего мира. К ним относят Кострому как персонажа, который по ряду признаков: женская природа, молодость, черты нежити и т.д. – ассоциировался с русалками.

Ответить

Вернуться в «Славянское язычество»