ЯРИЛО

Ответить
Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

ЯРИЛО

Сообщение Благодать »

Изображение

ЯРИЛО - «горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание»

Хотя в древнерусских письменных источниках не сохранилось свидетельств о Яриле, это божество оставило значительный след в поздних народных верованиях. И на основании сохранившихся у восточных славян календарных обрядов в его честь мы можем достаточно достоверно восстановить его образ. Эту задачу облегчает и то, что в современных восточнославянских языках сохранилось немало слов, однокоренных имени бога. Древний корень яр-, к которому восходит имя Ярилы, означал весну, а также состояние любви и готовности произвести потомство. Глагол «ярить(ся)» в русском языке имеет значения «горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание», в украинском – «багроветь, сердиться, пылать». Слово «ярость» в некоторых русских диалектах означает «похоть, возбуждённое состояние в период течки у животных», а в украинских – «страстность, пыл, любовную готовность».

Вот что повествует о Яриле легенда из детского фольклора: «Верно служил крылатый Семаргл великой богине Мать-сыра-земля, в засушливые дни летал с мольбами к Перуну, в пасмурную пору, когда заливало поля водой, звал пробиться сквозь тучи светлого бога Хорса. И вот пришла пора, когда нужно задуматься о будущем урожае, об осенней весёлой страде. Ударился Семаргл о Мать-сыру-землю и оборотился прекрасным юношей.

Теперь он не собакоголовое чудище, а красный модолец, божество удалого веселья и радости Ярило. Едет он от села к селу. Конь под ним белый с увитой цветами гривой. В одной руке у Ярилы сноп спелых колосьев, в другой – рог с веселящим пивом. Русые кудри украшает венок васильковый.
Люди встречают щедрого бога плодородия и ярой земной силы радостными песнями:

Расходился Ярило
По всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною.
А куда он взглянет,
Там колос зацветает.

В самом разгаре праздник, посвящённый богу Яриле, его ярой силе, которая дарует богатый урожай. И зовётся этот праздник весело – Ярилки. Всю ночь длятся игрища вокруг костров, горящих на холме. А самый красивый юноша в колпаке, украшенном бубенцами, цветами и лентами, водит хороводы, раздаёт угощения, затевает игры. Но и в разгар веселья не забывают люди о любимой своей богине-кормилице, дарующей всё, чем жив человек – и еду, и питьё, и силу. Кланяются в пояс и говорят:

- Матушка-кормилица, сыра земля родимая, даришь ты хлеба досыта, велишь работать до света.
Улыбается Мать-сыра-земля, щедро одаряет людей – детей своих – из полного рога изобилия. Придёт осень – и затрещат от зерна амбары, глядь, и пышут жаром печи, румянятся в них пышные пироги. Тут уж и Лада с лукавым сынком своим Лелем не замедлит явиться. Красоты она неписаной. На золотоцветных волосах, убранных жемчугами, венок розовый, изукрашено платье богатым шитьём и драгоценными каменьями. В руке у неё обручальное кольцо, несёт она брачный венец молодым, что затеяли свадьбу. А легкокрылый Лель парит невидимый над их головами, одаряет счастьем светлой любви».

ПРАЗДНЕСТВА В ЧЕСТЬ ЯРИЛЫ

Крестьяне справляли празднества в честь Ярилы вплоть до начала XX века, и назывались такие празднества «Ярилиными игрищами», «Ярилиными гуляньями» или просто «ярилками».
«Ярилины гулянья» обычно происходили с апреля по июнь (до Петровского поста), и, как правило, их приурочивали к какому-либо церковному празднику, хотя характер празднества был очень далёк от православных правил поведения. Одно из самых старых описаний Ярилиных игрищ оставил преосвященный Тихон Задонский. В мае 1765 года он наблюдал в Воронеже, как на традиционное место празднования Ярилы «множество мужей и жён и малых детей…собралось. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясания жён пьяных со скверными песнями». Собравшиеся выбирали парня, который должен был изображать Ярилу, наряжяли его в обвешанную бубенчиками и колокольчиками одежду. Голову убирали цветами, а в руки давали колотушку. Он возглавлял шествие, а остальные шли следом, изо всех сил колотя в барабаны или печные заслонки.

ЯРИЛИНА ПЛЕШЬ

Эти игрища и в конце XIX века носили самый разгульный характер: все собравшиеся пили безо всякой меры, пели нескромные песни, плясали, разбиваясь на парочки. Недалеко от Рязани ярилки праздновалиночью. Неженатая молодёжь – семейных на гулянье не допускали – собиралась на холме, который назывался Ярилина плешь, и разжигали костёр. Этнограф, описавший этот обычай по рассказам местных жителей, спросил у одного из участников игрищ, кто же такой Ярила, и получил ответ: «Он, Ярила, любовь очень одобрял». А название «Ярилина плешь» восходит к очень древним по происхождению, однако существовавшим ещё в начале XX века обрядам «погребения Ярилы», совершавшимся поздней весной или в начале лета. Во время таких обрядов, сопровождавшихся весёлыми гуляньями и пьянством, из деревянного обрубка, веток и тряпок делали куклу, изображавшую мужчину с его естественными половыми принадлежностями. Куклу клали в гробик, и пьяные бабы закапывали его с разными причетами. В окрестнотях Владимира, например, этот праздник назывался «Ярилову плешь погребать». Если знать, что во многих русских говорах словом «плешь» называют детородные органы, то становится понятным и название холма, на котором праздновались ярилки, и смысл обрядового погребения Ярилы – побудить землю стать более плодородной.

В Белоруссии в конце прошлого века Ярилины гулянья праздновали в конце апреля. Крестьяне выбирали красивую девушку, наряжали её в белые одежды, на голову ей надевали венок и сажали на белого коня. Хоровод девушек, также с венками на головах, сопровождал коня к полю, распевая песни.

Изображение

ХРИСТИАНСКИЙ ПРЕЕМНИК ЯРИЛЫ

После принятия христианства некоторые черты Ярилы воспринял Святой Юрий (Георгий). Во-первых, этому способствовало созвучие и смысловое сходство имён Ярилы и Юрия: слова с корнем юр- имеют значения, сходные со словами, образованными от корня яр-. В народном культе св.Юрия также можно усмотреть черты Ярилиных игрищ. Например, в Полесье весной, на Юрьев день принято было кувыркаться и попарно – парень с девушкой – кататься с боку на бок по полю. Местные жители так обяснили смысл праздника: «Катались на Юрия по житу. Раненько, до восхода солнца. С хлопцем покатаешься – чтоб хлопец любил. Чтобы любились, чтобы «прикочнулся» ко мне, чтобы взял меня замуж».

Во-вторых, народный культ приписывал св.Юрию покровительство урожайности нив и плодовитости скота. В церковном календаре св.Юрию было посвящено два праздника – весенний и осенний (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.), и приходились эти даты как раз на начало и конец тёплого времени года, а следовательно, и сельскохозяйственных работ. Пастбищный сезон продолжался от «весеннего Юрия», когда скот первый раз по весне выгоняли на пастбище, до «осеннего», когда скот на зиму загоняли в хлев. «Весенний Юрий» начинал лето. В народе считали, что у св.Юрия хранятся ключи, которыми он отмыкает весну и землю, скованную зимними холодами. В белорусской песне Юрия просят: «Подай, Юрью, звонки ключи, отомкнуть красну весну, тёплое лето».

Очень напоминает ярилки и обряд, совершавшийся в день «весеннего» Юрия в некоторых местах России. В этот день в селе выбирали красивого парня, украшали его зелёными ветками и травами, а на голову клали большой круглый пирог. Он шёл с этим пирогом в поле, а хоровод девушек сопровождал его такой песней:
Святой Юрий по полям ходил
Да жито родил.

Трижды обойдя вокруг засеянных полей, участники обряда разводили костёр, а принесённый пирог делили на всех и съедали. Все эти действия должны были способствовать хорошему урожаю.
Представление о власти Юрия над плодородием земли отразилось и в обычаях засевать в этот день огород. Сеять, по обычаю, должна женщина, притом, раздевшись донага, так как её женская плодородная сила соединяется с плодородием Юрия. В день святого Юрия сеют огкрцы. Женщина скинет сорочку и сеет в грядку, которую приготовила накануне. Сеет и приговаривает: «Юрий, Юрий, роди огурочки, ведь я уже без сорочки».

Ответить

Вернуться в «Славянское язычество»