ДОЛЯ и НЕДОЛЯ

Ответить
Аватара пользователя
Благодать
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 3837
Зарегистрирован: 16 июн 2016, 22:22
Репутация: 454

ДОЛЯ и НЕДОЛЯ

Сообщение Благодать »

Продолжение (начало см. http://ezoplaneta.ru/viewtopic.php?f=45&t=1122 )

Изображение

ДОЛЯ и НЕДОЛЯ

Парные богини, воплощение счастья и несчастья, посланной богами удачи и преследующей человека по пятам неудачи.

Согласно мифологическим представлениям, Доля и Недоля – две богини судьбы, небесные пряхи, ткущие нить жизни каждого человека. Доля прядёт длинную, ровную и прочную нить, а Недоля – неровную и непрочную, готовую вот-вот оборваться. Божественные сёстры могут иметь в славянской мифологической традиции и имена Встреча и Невстреча.
Миф о пряхах, богинях судьбы, встречается и в других мифологиях мира – греческой, римской, скандинавской.

Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – определённым количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, - доля, у-часть, у-дел (от глагола делить) – показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, - одному достаётся ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. Но какая бы доля ни досталась человеку – хорошая или плохая, он должен её всю избыть, не пытаясь уклониться. Подобное понимание судьбы, сравнимое с образом хлеба, разделенного на части, характерно для всей восточнославянской культуры, но лишь в украинской и, очень слабо, - в белорусской традициях оно воплотилось в конкретном мифологическом образе Доли.

СРЕЧА, РОДСТВЕННИЦА ДОЛИ

Украинской Доле во многом близка сербская Среча. Это наименование (счастье, а также встреча) связано с осмыслением счастья как вовремя произошедшей встречи (оказаться в нужное время в нужном месте), счастливого случая (сравните русское выражение «быть в случае» о внезапной удаче, везении). Среча выглядит как очень красивая девушка, прядущая золотую нить. Она стережёт поля своего хозяина, пасёт ему овец, юношам помогает в драках, ребёнку приносит сон. Согласно сербским представлениям, носителем счастья в доме может быть конкретный человек, животное и даже предмет – деньги, кольцо и прочее. Сербский аналог Недоли – Несреча (дословно «невстреча») имеет вид седой старухи с мутными глазами. Сербы считают, что изменить свою Долю невозможно, - если человек несчастлив, ему ничем нельзя помочь. В сербской быличке богач, желая помочь своему бедному соседу, положил для него на мосту кошелёк с деньгами, но тот перешёл через мост, зажмурившись, и не заметил денег.

Изображение

ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЁШЬ

Доля – олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящий человеку богатство. У украинцев Долей также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую – Недолей, Бедой, Злыдней лихой, Злыднями и тому подобными именами.

По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении. Каждому человеку даётся по одной Доле. Доля и Недоля похожи на тех людей, которым они даны. Доля отличается от Недоли тем, что наряжена в красивое платье, а Недоля носит старое и порванное платье и подпоясывается обрывком верёвки. Недолю можно накликать, если проклясть ребёнка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит. Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.

Доля – это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, её вид зависит от того, кому она принадлежит. Это может быть здоровая старуха в белой добротной одежде, с костылём в руке; или женщина с распущенными волосами. Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина – здорового чёрного мужика, работника – облик кобылы. Доля может представляться медведем, волом и другими животными. Вид Доли меняется, если человека ждут важные перемены. К примеру, Доля одной крестьянки имела облик женщины, но перед смертью её отца показалась медведем. Доля умершего родственника является живым в облике покойного. Белорусы верят, что Доля – это красивая нагая девушка, всюду сопровождающая человека. Западные белорусы представляют её (там Доля называется Счастьем) в виде маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости.

Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Плохая Доля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Доли – она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать её и побить – тогда она начнёт работать и помогать своему хозяину. Вот как об этом говорится в предании: « Жили два брата: богатый и бедный. Богатый пьёт да гуляет, а добра у него не убывает. Бедный же с утра до ночи за работой убивается и едва на кусок хлеба зарабатывает. Скосил бедный свою ниву – поставил всего три копны пшеницы, посмотрел на участок богатого брата – а там копны в ряд стоят. Остался бедный брат около своих трёх копен ночевать, чтобы и те кто-нибудь ночью не украл. Проснулся в полночь и видит – какая-то женщина собирает на его десятине упавшие колосья и относит к копнам его брата. Подкрался бедняк и схватил её: «Кто ты такая? Что ты тут делаешь?» - «Я – Доля твоего брата. Я ему служу». – «Эге, - говорит бедный брат, - чего же ему не пить, если его Доля по ночам за него работает. А я работаю, работаю, а ничего не имею». – «А ты разве не знаешь, что делать? – говорит Доля брата. – Ты сходи в трактир, там будут музыканты играть, там твоя Доля гуляет. Так возьми хорошую палку и бей её, пока не поклянётся, что не будет больше бездельничать. Тогда только её отпусти». Бедный отпустил Долю богатого брата, а сам пошёл в указанный трактир и там увидел свою Долю: музыканты играют, а она отплясывает. Не долго думая, схватил он её и ударил ногайкой. Бьёт и приговаривает: «Не расточай моего хозяйства, а собирай, не гуляй, а работай!» Тут Доля взмолилась: «Не буду гулять, всё буду делать для прибыли хозяйства». С тех пор стал бедняк богатеть, потому что теперь его Доля неустанно на него работала».

Изображение

ПОМОЩНИЦА И ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНИЦА

Считается также, что человек может быть беден, потому что часто занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у неё, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретёт своё счастье.

Доля может предсказать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-нибудь событием. Доля спившегося человека, собирающегося повеситься, поёт грустные песни; Доля умершего предка показывается его родственникам на его могиле перед несчастьем в семье. У Доли можно узнать, кто из семьи в текущем году умрёт. Для этого после ужина в канун Крещения домочадцы оставляют свои ложки в миске от кутьи, а сверху кладут хлеб. Ночью Доля перевернёт ложку того, , кто должен в этом году умереть. Пришедшую в дом Долю умершего родственника можно спросить о будущем: «На добро или на худо?» Если она скажет «Ху!», значит, случится несчастье. Долю умершего предка можно вызвать из могилы, перепрыгнув через неё крест-накрест, но вместо Доли может появиться и Недоля, приносящая несчастья. На Украине, в Белоруссии и в южнорусских областях на Святки девушки «кликали Долю»: выйдя поздно вечером к реке или на открытое место, громко кричали: «Доля, гу-у-у!», после чего прислушивались. Считалось, что в той стороне, откуда донесётся собачий лай, живёт суженый.

ГДЕ ТЫ, ДОЛЯ?

По одним поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни – сразу после рождения и за несколько минут перед смертью. По другим, это можно сделать по своему желанию, к тому же разными способами. Чтобы увидеть Долю, нужно в ночь на Пасху пойти в поле и, услышав звон колоколов к заутрене, спросить: «Где моя Доля?» Услышав ответ, нужно идти туда, куда сказано, и у встретившейся в этом месте Доли спросить, в чём заключается твоё счастье. Вещь, которую Доля даст человеку (например, кусок холста или войлока), нужно беречь, т.к. именно она – источник счастья в доме. Или ещё способ: на Пасху после обеда выйти на улицу – первый, кто встретится человеку, будет его Долей. Если он в нарядной богатой одежде – это счастливая Доля, если в лохмотьях – несчастливая. Долю можно пригласить ужинать, сварив борщ и кашу, поставив еду на перекрёстке около придорожного креста и трижды крикнув: «Доля, Доля, иди ко мне ужинать!» Если Доля не притронется к еде, значит, она сыта и счастлива, а если всё съест, значит, голодна и несчастна. Вот как об этом сказано в народном повествовании: «Если твоя Доля тебе не помогает, то тут – хоть наизнанку вывернись, а будешь бедовать. Жила себе барыня, а у неё была служанка. Служанка была красивая, а барыня – некрасивая и рябая. Раз служанка посмотрелась в зеркало и сказала: «Я красивее Вас, а Вам служу». Барыня ей отвечает: «А это потому, что моя Доля хорошая, а твоя плохая. Если хочешь увидеть мою Долю, свари каши, напеки пирогов и отнеси на перекрёсток – увидишь». Служанка так и сделала. Вот идёт Доля барыни – хорошо убранная, подтянутая. Села, немного поела, а вся еда осталась цела. Потом встала, поблагодарила и ушла. Барыня на следующий день говорит служанке: «Теперь иди, позови свою Долю. Увидишь её – попроси у неё что-нибудь для себя». Снова наварила служанка каши, отнесла на перекрёсток. Идёт её Доля – заспанная, неубранная, обтрёпанная, неряшливая. Села и всё сразу съела. Служанка говорит: «Доля моя, Доля, дай мне, что сама хочешь». Доля и дала её свёрток из толстого сукна. Принесла служанка его домой, размотала, а в том сукне – драгоценные камни. Так служанка нашла свою Долю.

ОНА ПРИХОДИТ, НЕ СПРОСЯСЬ

Если у человека несчастливая Доля, то есть Недоля, ему ни в чём нет удачи, он не вылезает из долгов и нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Украинцы представляют Недолю в виде нагого человека; дряхлого старика; девушки с лицом старухи и непричёсанными волосами; старой чёрной горбатой женщины в рваном платье; калеки; дохлой собаки; голой кошки; зайца; совы; мыши; птицы с большими крыльями; яйца и так далее. Недоля приходит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызёт сухие корочки и кутается в тряпьё, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны – Злыдни, которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах; это худые зверьки с облезшей шерстью, и живут они за печью. Белорусская Злыдня представляется невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеёй. По поверьям от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.

Об этом рассказано в предании: «Жили-были два брата. Старший богатый, а младший бедный. И сколько младший ни работал, сколько ни старался выбиться из нужды, ничего у него не получалось. Посеет пшеницу – засуха погубит посевы, задумает разводить птицу – коршун перетаскает цыплят, купит корову – та заболеет и погибнет. Возвращался как-то бедный брат с женой из гостей домой. Идут они и поют. Вдруг слышит – им третий голос подпевает. Он и говорит жене: «Что такое? Нас двое, а третий голос слышно». Он спрашивает: «Кто это?» И голос отвечает: «Мы – твои Злыдни, оттого ты такой и бедный». Он тотчас их увидел и давай бить. Побил, отволок в трясину, утопил и сверху колом заткнул. И с той поры дела у бедного брата пошли на поправку, а через некоторое время он так разбогател, что стал ему богатый брат завидовать. «Отчего это младший брат так разбогател? Видно, нашёл большой клад, - думал старший. – Как бы мне узнать, где он его прячет?» Шёл как-то старший брат мимо дома младшего, а там недалеко была трясина, в которой младший утопил своих Злыдней. Видит старший брат, что из трясины кол торчит, и думает: «Видно, брат в болоте своё богатство прячет, а для приметы кол в этом месте воткнул». Вытащил старший брат кол. Злыдни выскочили из трясины и запищали: «Спасибо, добрый человек, что ты помог нам отсюда выбраться. Теперь мы тебя не оставим». Прицепились Злыдни к старшему брату, и вскоре он стал ещё беднее, чем был младший.

Изображение

СЕСТРИЦЫ-НЕРАЗЛУЧНИЦЫ – КАРНА И ЖЕЛЯ


Свет и Тьма. Холод и Тепло. Радость и Горе. Счастье да Несчастье. Как их разделить? Без холода и тепла не узнаешь. Без тьмы и света не поймёшь. Не видел несчастья, то и счастье не ценишь. Издавна ходили рядком, одна за другой, сёстры-богини – Доля и Недоля, Желя и Карна (в обоих словах ударение на первый слог).

Доля и Недоля сопровождали человека всю жизнь, ни на шаг не отставали. Небесные пряхи, они без устали, не выпуская из рук веретён, сучили пряжу дней, пряли нить судьбы человеческой. Только разное у них получалось полотно жизни.

Доля, девушка ладная, умелая, улыбчивая. Руки её ловкие, сноровистые. И течёт с её веретена золотая нить. Счастливую судьбу прядёт она человеку. А Недоля всегда хмурая, ни уменья у неё, ни старания. Если не оборвётся нить раньше времени, унося жизнь человеческую, то уж точно узелками завяжется, ткань неровной окажется, непрочной. Ждёт того человека, которому взялась прясть нить жизни Недоля, участь злая, несчастливая. Но часто заговорятся сестрицы Доля и Недоля, перепутают в полотне нити и, глядишь, у человека не жизнь, а сущая чересполосица: то удача его встретит, а то несчастье настигнет.

А придёт несчастье в дом, тут уж жди других сестёр – печальную Желю да мрачную Карну. Как говорят в народе: «Пришла беда – отворяй ворота». Вот и в древней русской повести «Слово о полку Игореве» вспоминали о двух нежеланных сёстрах, когда враги прошли по Руси с мечом острым да стрелой калёной: «Божией карой чёрные Карна и Желя проскакали по тропам-дорогам, смерть возвещая огненным рогом».

Карна – кара небесная, беда неминучая, плакальщица и вопленница на могиле. А Желя – печальница, жалобно рыдающая над тем, кто мыкает горе-горькое. Никому не хочется встречаться с этими неразлучными сёстрами, приносящими тоску-печаль. Отворачивается от них даже приветливый бог мира и согласия Лад. Он всегда идёт навстречу с раскрытой ладонью, приветствуя путника, показывая, что нет у него в руке никакого оружия, что открыт он для мира и любви.

Ответить

Вернуться в «Славянское язычество»