Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Разные религии и вероисповедания.
Ответить
Аватара пользователя
Пламенный
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: 12 июн 2016, 01:34
Репутация: 208
Пол:

Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Сообщение Пламенный »

Предлагаю для начала такую тему, в которой в последствии будем собирать и дополнять разные факты и сходства между культурами и религиями разных стран.

Изображение

В каждом регионе в какой-то момент сформировались свои Боги или свои пантеоны. Но изначально можно выделить две самостоятельные культуры Шумера и Египта, которые кстати тоже пересекались между собой и очевидно был тоже какой-то обмен и Богами и атрибутами и эзотерической жреческой практики.

У меня есть такое подозрение, что изначально в Шумере была троица главных Богов, но перед этим или возможно позже был какой-то странный культ Бога Времени, или Непроявленного Бога, который отображался символикой Луны. Его называли Син или Нанна.

Сначала я подумал, что возможно были какие-то конфликты между солнечными и лунными богами, пытался разобраться в символике и понял, что никакого такого конфликта не было, просто Син обозначал природу духовной реальности, неявную в материально мире, поэтому и использовался символ луны. Потому что сама Луна не светит, а только отражает свет. И это символ обозначающий некую ограниченность реального мира отобразить свет истинного Бога, как и луна может светить только тем что может отразить, так и этот мир может постичь только ту часть Бога, которая может с ним резонировать, отражаться.

Второй момент, луна это три состояния - зарождающийся месяц, полумесяц и полная луна. Эти три фазы подобны духовной Триаде Отца и Сына и Духа (Матери). Возможно Бог Син или Нанна для каких-то городов Шумера вроде города Ур являлся синтетическим, собирательным Богом, который в своем единстве отражал всю троицу Ану, Энлиль, Энки. Возможно это и не было так. Возможно он отражал разные фазы проявления одного и того же Бога.

Есть информация о том, что Сину покланялись так же в Харране, городе куда переселился отец Фарра (Терах) и его сын Авраам с братом. Там тоже был храм Сина, как и в Уре откуда они вышали. Кроме того, в некоторых источниках упоминается храм Сина на территории Синая. Некоторые исследователи относят гору Синай на которой Моисей получал свои скрижали к району п-ва Синай.
Еще одно место, где был храм посвященный лунному Богу - это Аббидос. Город в Южном Египте, который довольно древний по датировке. Его появления обозначается аж в 4000 лет до нашей эры. Это современник Ура, который был основан в пятом тысячелетии до н.э.

Это позволяет говорить об очень давной связи между жречеством Египта и Шумера, и позволяет даже подозревать возможно в единой корневой системе Богов, которая лишь в последствии через тысячи лет будет так сильно отличаться и казаться разной.
Сама реальность - это миг. Миг осознания. В здесь и сейчас. Больше ничего не существует, все пустотно. Пока ты не коснешься этого в здесь и сейчас в миг осознания.

Аватара пользователя
Sinais
Зачастивший
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 26 июн 2016, 16:24
Репутация: 58
Пол:

Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Сообщение Sinais »

Пламенный писал(а):У меня есть такое подозрение, что изначально в Шумере была троица главных Богов, но перед этим или возможно позже был какой-то странный культ Бога Времени, или Непроявленного Бога, который отображался символикой Луны. Его называли Син или Нанна.
я буду выдирать куски для комментариев)
подозрение не очень обоснованное)
приведу цитату из источника - Enuma Eliš, и начну с сотворения мира)

1 Таблица. Транслит:
001. e-nu-ma e-liš la na-bu-ú šâ-ma-mu
002. šap-liš am-ma-tum šu-ma la zak-rat
003. ZUAB ma reš-tu-ú za-ru-šu-un
004. mu-um-mu ti-amat mu-al-li-da-at gim-ri-šú-un
005. A-MEŠ-šú-nu iš-te-niš i-ḫi-qu-ú-šú-un
006. gi-pa-ra la ki-is-su-ru su-sa-a la še-'u-ú
007. e-nu-ma DINGIR-DINGIR la šu-pu-u ma-na-ma
008. šu-ma la zuk-ku-ru ši-ma-tú la ši-na-ma
009. ib-ba-nu-ú-ma DINGIR-DINGIR qê-reb-šú-un
010. {d}laḫ-mu {d}la-ḫa-mu uš-ta-pu-ú šu-mi iz-zak-ru
011. a-di ir-bu-ú i ši ḫu
012. an-šâr {d}ki-šâr ib-ba-nu-u e-li-šu-nu at-ru
013. ur-ri-ku U[4]-MEŠ us-si-bu MU-MEŠ
014. {d}a-num a-pil-šu-nu šâ-nin AD-AD-šú
015. an-šâr {d}a-num bu-uk-ra-šu ú maš-šil-ma
016. ú {d}a-num tam-ši-la-šú ú-lid {d}nu-dīm-mud
017. {d}nu-dīm-mud šâ AD-MEŠ-šú šâ-lit-su-nu šu-ma
018. pal-ka uz-nu ḫa-sis e-mu-qan pu-un-gul
019. gu-uš-šur ma-'-diš a-na a-lid AD-šú an-šâr
020. la i-ši ša-ni-na ina DINGIR-meš at-ḫe-e-šú

Таблица 1. Перевод:
001. Когда вверху не названо небо,
002. А суша внизу была безымянна,
003. Апсу первородный, всесотворитель,
004. Праматерь Тиамат, что все породила.
005. Воды свои воедино мешали,
006. Тростниковых загонов тогда еще не было,
007. Когда из богов никого еще не было,
008. Ничто не названо, судьбой не отмечено,
009. Тогда в недрах зародились боги,
010. Явились Лахму и Лахаму и именем названы были.
011. И пока они росли и мужали,
012. Тогда родились Аншар и Кишар.
013. Они дни копили, множили годы,
014. И наследник их — Ану, — отцам своим равный.
015. Ану-первенца Аншар себе уподобил.
016. Нудиммуда сотворил по своему подобию Ану.
017. Нудиммуд, отцами рожденный своими,
018. Он разумом светел, многомудр и всесилен,
019. Аншара, деда его, превзошел он премного,
020. Меж богов-сородичей нет ему равных.

Т.е. родословная богов такая - Апсу-Тиамат, Лахму-Лахаму, Аншар-Кишар, Ану-Ки, далее идет описание родов с точки зрения именно этого варианта описания событий, т.е. тут Энлиль вроде как совсем ни при чем, а акцент делается на Энки (Нудиммуд). Т.к. далее повествование идет о подвигах Мардука, сына Энки, и вторая родовая ветвь - Энлиля - не рассматривается
По общим мифологиям - у Ану были разные дети - старшие боги - Аруру, Энлиль, Энки - это по старшинству, и менее внушительные - Нисаба, в некоторых городах - Инанна, были еще 7 злых богов и пр.
Непроявленные тоже были - те, кто не воплощались на земле, в земных делах не участвовали, и считались уровнем выше богов - при написании их имени даже не использовался детерминатив, обозначающий божество
Это Апсу, Тиамат, Лахму, Лахаму - в общем, первые божества
Нанна\Син - фактически из младших богов, он сын Энлиля
т.е. дети Ану - старшие боги, дети их детей - уже младшие
Пламенный писал(а):Сначала я подумал, что возможно были какие-то конфликты между солнечными и лунными богами, пытался разобраться в символике и понял, что никакого такого конфликта не было
Конфликты бывали временами - родственные междусобойчики разного рода
Пламенный писал(а):Син обозначал природу духовной реальности, неявную в материально мире, поэтому и использовался символ луны. Потому что сама Луна не светит, а только отражает свет. И это символ обозначающий некую ограниченность реального мира отобразить свет истинного Бога, как и луна может светить только тем что может отразить, так и этот мир может постичь только ту часть Бога, которая может с ним резонировать, отражаться.
идея хорошая, мысль глубокая
еще в дополнение - для меня Син, луна - в том числе символ хтонического, т.к. он родился в подземном мире, т.е. скорее всего вобрал в себя его часть
Пламенный писал(а):Второй момент, луна это три состояния - зарождающийся месяц, полумесяц и полная луна. Эти три фазы подобны духовной Триаде Отца и Сына и Духа (Матери). Возможно Бог Син или Нанна для каких-то городов Шумера вроде города Ур являлся синтетическим, собирательным Богом, который в своем единстве отражал всю троицу Ану, Энлиль, Энки. Возможно это и не было так. Возможно он отражал разные фазы проявления одного и того же Бога.
Син не был синтетическим, он был натуральный) как и все боги Шумера - живые, реальные, со своими характерами, интересами, достоинствами, силой и слабостями
Троица богов была наиболее значима в шумерское время, в аккадское уже ситуация начала меняться, и в Вавилоне было уже почти единобожие - культ Мардука, к тому же, у Энлиля и Энки была старшая сестра Аруру, значимость которой просто не всегда отражалась в своего рода "мужских" делах

Аватара пользователя
Пламенный
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: 12 июн 2016, 01:34
Репутация: 208
Пол:

Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Сообщение Пламенный »

Спасибо за отрывок и пояснения. Энума Элиш -
Поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э.
А города Аббидос и Ур и Ниппур по 3-4 тыс лет до нашей эры. Вот бы разобраться как там было все в эти периоды. Прям не жалко годы потратить )
Сама реальность - это миг. Миг осознания. В здесь и сейчас. Больше ничего не существует, все пустотно. Пока ты не коснешься этого в здесь и сейчас в миг осознания.

Аватара пользователя
Пламенный
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: 12 июн 2016, 01:34
Репутация: 208
Пол:

Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Сообщение Пламенный »

Sinais писал(а): Нанна\Син - фактически из младших богов, он сын Энлиля
т.е. дети Ану - старшие боги, дети их детей - уже младшие

Спасибо за важную поправку.
Сама реальность - это миг. Миг осознания. В здесь и сейчас. Больше ничего не существует, все пустотно. Пока ты не коснешься этого в здесь и сейчас в миг осознания.

Аватара пользователя
Пламенный
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: 12 июн 2016, 01:34
Репутация: 208
Пол:

Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Сообщение Пламенный »

Нанна, Наннар (шумер.), 3уэн (староаккад., "владыка знания"), Син (аккад.), Суин (староассирийск.), в шумеро-аккадской мифологии лунное божество, «тот, чей подъём - сияние» (шумер. Ашимбабар, аккад. Нарамсит, второе имя бога). Впервые встречается уже в архаических текстах из Урука (возможно, также и в аккадском варианте самостоятельно), в текстах из Фары 26 в. до н. э. определённо засвидетельствован и в шумерском, и в аккадском вариантах. Имя Син часто пишется клинописным знаком, обозначающим число 30. Главное место культа лунного бога - святилище Экишнугаль в Уре, чьим божеством-покровителем являлся Н., второй важный культовый центр - в Харране, на севере Двуречья (здесь он почитался вместе с богом огня и света Нуску, считавшимся в новоассирийский период сыном Сина).

Н.- первенец Энлиля и Нинлиль, рождённый ею в подземном мире; получает возможность вознестись на небеса после того, как Энлиль зачинает трёх богов подземного мира, которые и остаются под землёй заменой Н., Нинлиль и самого Энлиля. Супруга Н.- Нингаль, дети - солнечный бог У ту (Шамаш) и планета Венера (Инанна, Иштар), иногда также Нумушда (бог - покровитель города Казаллу на среднем Евфрате).

При большой распространённости культа луны в Двуречье (особенно в период III династии Ура и в старовавилонский период) всегда подчёркивается подчинённое положение бога луны по отношению к его отцу Энлилю. Так, Н., покровитель Ура, отправляется в Ниппур на корабле, нагруженном дарами для Энлиля, чтобы просить отца наделить реки, леса, поля Ура плодородием и богатством; Энлиль выполняет просьбу сына и благословляет его.

Видимо, очень рано сложилось представление о «барке Наннара», в которой тот путешествует ночью по небу, а днём - по подземному царству. С Н. ассоциируется (также с ранних времён) бык, рога которого образуют полумесяц; один из наиболее распространённых эпитетов Н.- «бык с лазуритовой бородой» (скульптурные золотые головы быков с лазуритовой бородой и рогами украшали резонаторы арф, обнаруженные в т. н. царских гробницах I династии Ура, примерно 26 в. до н. а.). Как специфически астральное божество Н. выступает в мифе о лунном затмении (см. в ст. АН, «Семерка»). Вместе с У ту (Шамашем) Н.- владыка оракулов и предрешений. Видимо, от Уту на Н. переходит титул «судьи богов*. Знак Н.- полумесяц (на цилиндрических печатях и пограничных камнях кудурру)

В. К. Афанасьева.


Источники:

Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
Зафиксирую материал.
Сама реальность - это миг. Миг осознания. В здесь и сейчас. Больше ничего не существует, все пустотно. Пока ты не коснешься этого в здесь и сейчас в миг осознания.

Аватара пользователя
Пламенный
Постоянный обитатель планеты
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: 12 июн 2016, 01:34
Репутация: 208
Пол:

Шумер и Египет и их эзотерическое наследие

Сообщение Пламенный »

Еще немного из работ Крамера:

Божества, участвующие в этих мифах, сравнительно немногочисленны: бог воздуха Энлиль, бог воды Энки, богиня-мать Нинхурсаг (известна также под именами Нинмах и Нинту), бог южного ветра Нинурта, бог луны Нанна-Син, бог кочевников Марту и главным образом богиня Инанна, особенно во взаимоотношениях с ее неудачливым супругом Думузи.

Энлиль был наиболее важным божеством шумерского пантеона, “отцом богов”, “царем неба и земли”, “царем всех стран”. Согласно мифу “Энлиль и сотворение мотыги”, он был богом, который отделил небо от земли, взрастил из земли “семя полей”, произвел на свет “все полезное”, изобрел для возделывания земли и для строительных работ мотыгу и даровал ее черноголовым” (т. е. шумерам или, возможно, человечеству в целом), Энлиль, как гласит миф “Лето и Зима”, был богом, который сотворил все деревья и злаки, установил изобилие и процветание в “Стране” и назначил Зиму “земледельцем богов”, ведающим животворной водой и всем, что произрастает на земле. Боги — даже и наиболее важные среди них — усердно стараются получить благословение Энлиля. Один из мифов повествует о том, как бог воды Энки, после того как он воздвиг свои морской дом в Эриду1, посетил Энлиля в Ниппуре, дабы обрести его одобрение и благословение. Когда бог луны Нанна-Син. бог-покровитель Ура, захотел обеспечить благополучие и процветание своей области, он отправился в Ниппур на корабле, нагруженном дарами, и обрел таким способом щедрое благословение Энлиля.

Но хотя Энлиль и глава шумерского пантеона, его власть никоим образом не является неограниченной и абсолютной. В одном из более “человечных” и изящных шумерских мифов говорится об изгнании Энлиля в Подземное царство и рассказывается следующее.

Когда люди еще не были сотворены и город Ниппур был населен одними только богами, “его юношей” был Энлиль, “его юной девой” была богиня Нинлиль и “его старухой” была мать Нинлиль богиня Нунбаршегуну. Однажды эта последняя, решив, очевидно, устроить брак Нинлиль и Энлиля, так наставляла свою дочь2:

“В чистом потоке, женщина, вымойся в чистом потоке3,
Нинлиль, ступай вдоль берега Нунбирду,
Огненноокий, владыка, огненноокий,
Великая гора, отец Энлиль, огненноокий, тебя увидит
Пастырь... судящий судьбы, огненноокий, тебя увидит,
Тотчас тебя обнимет (?), тебя поцелует”.
Нинлиль радостно следует наставлениям своей матери

В чистом потоке, вымылась женщина в чистом потоке,
Нинлиль идет вдоль берега Нунбирду,
Огненноокий, владыка, огненноокий,
Великая гора, отец Энлиль, огненноокий,
Пастырь... судящий судьбы, огненноокий, ее увидел.
Владыка о любви (?)4 говорит ей, она не согласна,
Энлиль о любви (?) говорит ей, она не согласна;
“Мое лоно мало, не знает соитья,
Мои губы малы, поцелуев не знают...”
Тогда Энлиль призывает своего визиря Нуску и рассказывает ему о своей страсти к прекрасной Нинлиль. Нуску приводит ладью, и Энлиль во время плавания по реке силой овладевает Нинлиль, и она зачинает бога луны Сина. Боги приходят в ужас от этого безнравственного поступка и, хотя Энлиль — их царь, хватают его и изгоняют в Подземное царство. Соответствующее место поэмы, одно из немногих, проливающих некоторый косвенный свет на организацию пантеона и функционирование, гласит:

Энлиль прогуливается в Киуре5,
Когда Энлиль прогуливается в Киуре,
Великие боги, их пятьдесят,
Боги судеб, семеро их,
Хватают Энлиля в Киуре, (говоря):
“Энлиль, грешник, из города изыди,
Нунамнир6, грешник, из города изыди!”

Итак, Энлиль в соответствии с судьбой, начертанной ему богами, отправляется в шумерскую преисподнюю. Но Нинлиль, которая теперь носит ребенка, отказывается остаться в городе и следует за Энлилем в его вынужденное путешествие в Подземное царство. Это беспокоит Энлиля, ибо его дитя Син, которому была предназначена власть над крупнейшим из светил, луной, будет вынужден обитать в темной и мрачной преисподней вместо небес. Дабы избегнуть этого, он, видимо, придумывает довольно сложный план. На своем пути из Ниппура в преисподнюю Энлиль встречает трех индивидуумов (несомненно, младшие божества): привратника у городских ворот Ниппура, “человека реки Подземного царства” и перевозчика, шумерского Харона, который перевозит мертвых в преисподнюю. Энлиль поочередно принимает облик каждого из них — первый известный пример божественных метаморфоз — и зачинает с Нинлиль трех богов Подземного царства. Эти боги предназначены стать выкупом за их старшего брата Сина, который таким образом получает возможность вознестись на небеса.

http://mith.ru/alb/lib/myth/kramer1.htm
Сама реальность - это миг. Миг осознания. В здесь и сейчас. Больше ничего не существует, все пустотно. Пока ты не коснешься этого в здесь и сейчас в миг осознания.

Ответить

Вернуться в «Разные религии»