Шаманская болезнь
Добавлено: 19 апр 2018, 13:41
3-й Мальжегарский наслег.
28 января 1925 г.
РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.
В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию — рассекание тела шамана совершается в течение трех или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи, точно мертвый.
Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.
Емельянов Егор.
Урочище Усун-Кытыл.
11 февраля 1925 г.
ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА
Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл.—мясо) шамана разбрасывают в виде жертвы «по всем бедам-источникам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.).
Если при этом кроплении тело шамана не достигло какого- либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать служения).
При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окровавлена.
Никифоров Иннокентий.
Остров Тиит-Арыы.
31 января 1925 г.
ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.
Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет.
Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне — «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. — «ёлюю»—смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г. К ).
Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трех суток засыпает и лежит как мертвый. За все это время он ничего и не ест и не пьет.
Шадрин Николай.
Остров Хатынг-Арыы.
28 января 1925 г.
СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА.
Когда совершается рассекание тела шамана, он в течение семи дней лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьет; из всех суставов и из обоих глаз все время вытекает будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» — так рассказывают сами шаманы.
Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свеже-содранную бересту. Эти рассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. До того, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»),—собрав чистых, непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия» («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг»).
Подвергание рассеканию есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек.
Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергают этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.
Рыкунов Осип
Остров Тоён-Арыы. Джобулга.
17 января 1925 г
Из трудов Ксенофонтова
28 января 1925 г.
РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.
В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию — рассекание тела шамана совершается в течение трех или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи, точно мертвый.
Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.
Емельянов Егор.
Урочище Усун-Кытыл.
11 февраля 1925 г.
ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА
Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл.—мясо) шамана разбрасывают в виде жертвы «по всем бедам-источникам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.).
Если при этом кроплении тело шамана не достигло какого- либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать служения).
При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окровавлена.
Никифоров Иннокентий.
Остров Тиит-Арыы.
31 января 1925 г.
ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.
Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет.
Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне — «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. — «ёлюю»—смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г. К ).
Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трех суток засыпает и лежит как мертвый. За все это время он ничего и не ест и не пьет.
Шадрин Николай.
Остров Хатынг-Арыы.
28 января 1925 г.
СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА.
Когда совершается рассекание тела шамана, он в течение семи дней лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьет; из всех суставов и из обоих глаз все время вытекает будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» — так рассказывают сами шаманы.
Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свеже-содранную бересту. Эти рассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. До того, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»),—собрав чистых, непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия» («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг»).
Подвергание рассеканию есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек.
Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергают этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.
Рыкунов Осип
Остров Тоён-Арыы. Джобулга.
17 января 1925 г
Из трудов Ксенофонтова